В документе сообщается, что проект документа разработан в условиях повышенной геополитической неопределенности. Как отмечается в справке-обосновании, у отдельных банков, находящихся под международными ограничениями, сокращаются возможности для прямого проведения международных расчетов и поддержания устойчивой платежной инфраструктуры.
По мнению инициаторов, это, в свою очередь, негативно отражается на финансовой устойчивости банков и обслуживаемом ими секторе экономики, прежде всего экспортерах и импортерах, сдерживая развитие внешнеэкономической деятельности и потенциально сокращая налоговую и экспортную базу государства.
Основной целью проекта является установление нового временного особого порядка использования виртуальных активов при совершении банковских операций и сделок исключительно с нерезидентами Кыргызской Республики. Также документ направлен на формирование правовой основы комплексного регулирования и обеспечения прозрачности таких операций с учетом санкционной политики зарубежных стран и рекомендаций FATF, а также на защиту внутреннего финансового рынка и банковской системы КР.
Ключевые положения
Проектом Указа предусматривается:
- определение банка, к которому применяется особый порядок, по решению кабинета министров;
- установление «ограничительного периметра» — обязательное прекращение операций с резидентами Кыргызской Республики;
- возможность применения агентской модели, включая привлечение платежных организаций, имеющих лицензию Национального банка КР, а также субагентов в иностранных юрисдикциях;
- закрепление комплексной комплаенс-рамки и требований к прозрачности операций, включая ПОД/ФТ, риск-ориентированный подход и соблюдение рекомендаций FATF.
- особый порядок и временное положение Национального банка КР будут применяться к банку, определенному кабмином.
Ограничения для внутреннего рынка
В целях недопущения распространения данной модели на внутренний рынок и минимизации рисков для финансовой системы предусмотрено, что банк, к которому применяется особый порядок, обязан в течение трех месяцев с даты принятия соответствующего акта кабинета министров прекратить совершение любых банковских операций и сделок с резидентами Кыргызской Республики.
Агентская модель и виртуальные активы
Проектом допускается применение агентской модели. Банку и его дочерним или зависимым обществам разрешается совмещать банковскую деятельность с деятельностью платежных организаций, имеющих лицензию Национального банка КР, а также с деятельностью поставщика услуг виртуальных активов без получения отдельной лицензии, предусмотренной Законом КР «О виртуальных активах».
Для осуществления трансграничных расчетов предусматривается возможность привлечения:
- агентов, имеющих лицензию НБ КР на прием и проведение платежей и расчетов в пользу третьих лиц;
- субагентов, осуществляющих деятельность в иностранных юрисдикциях.
Требования комплаенса и ПОД/ФТ
Комплаенс-рамка проекта обязывает банк и платежные организации:
- соблюдать требования банковского законодательства, законодательства о виртуальных активах и ПОД/ФТ;
- применять риск-ориентированный подход и усиленные меры проверки клиентов-нерезидентов;
- учитывать рекомендации FATF, включая стандарты FATF 10 и 15;
- взаимодействовать только с регулируемыми участниками в иностранных юрисдикциях, находящимися под надзором органов, применяющих стандарты FATF;
- не допускать участия нерегулируемых провайдеров виртуальных активов из стран высокого риска FATF;
- обеспечивать документирование, прозрачность операций и предоставление информации по запросу уполномоченных органов.
Трансграничные расчеты
В рамках особого порядка банк будет обеспечивать совершение нерезидентами Кыргызской Республики трансграничных платежей с использованием виртуальных активов, включая расчеты по внешнеэкономическим контрактам, а также проводить иные необходимые банковские операции и сделки с нерезидентами в национальной и иностранной валюте без ограничений, в том числе дистанционно, с привлечением агентов и субагентов.
Полномочия и сроки
Проектом распределяются полномочия по запуску и нормативному оформлению режима. Кабинету министров поручается:
- в месячный срок определить банк, к которому будет применяться особый порядок;
- в срок не позднее 12 месяцев совместно с Национальным банком КР разработать и внести в Жогорку Кенеш проекты нормативных правовых актов, регулирующих специальный статус банка, порядок операций, участие агентов и информационное взаимодействие.
-large-webp.webp)
Комментарийлер
Азырынча комментарий жок
Комментарий калтырган биринчи болуңуз!
Комментарий калтыруу үчүн авторизациядан өтүңүз керек.