Нацбанк внедряет международные стандарты оздоровления
На общественное обсуждение вынесен проект постановления правления Национального банка КР «Об утверждении Положения «О требованиях к плану финансового оздоровления банка»». Документ разработан для регулирования, обеспечения финансовой устойчивости банков посредством разработки, актуализации и реализации планов финансового оздоровления.
«Такие планы должны служить действенным инструментом для своевременного реагирования на ухудшение финансовых показателей, предотвращения кризисов и восстановления устойчивости и стабильности коммерческого банка в условиях стресса, включая системные риски», - говорится в справке-обосновании к проекту постановления правления НБ КР.
Частью 1 статьи 88 закона КР «О банках и банковской деятельности» установлена норма - банк обязан иметь план финансового оздоровления, утвержденный советом директоров банка, для применения при возникновении финансовых затруднений.
План финансового оздоровления банка подлежит согласованию с Национальным банком КР. Требования к составлению и обновлению плана финансового оздоровления банка устанавливаются регулятором.
Установлены минимальные требования к содержанию и порядку представления банками плана финансового оздоровления. Они определяют структуру плана и его основные элементы. Но, учитывая повышение рисков, волатильность банковского сектора и меняющиеся условия финрынка, сегодняшние требования не в полной мере отражают современные вызовы.
Опыт показал, что банки зачастую разрабатывают планы финансового оздоровления в разрозненной или неполной форме, что снижает их применимость в реалиях. Требования, установленные ранее, нуждаются в актуализации и детализации, чтобы обеспечить качественное планирование антикризисных мер.
НБ КР утверждает новое Положение о планах финансового оздоровления банков
В рамках предлагаемого документа предусмотрено утверждение Положения «О требованиях к плану финансового оздоровления банка». Оно устанавливает единые требования к разработке, обновлению и реализации таких планов.
Документом установлены требования:
- к содержанию, структуре и минимальным элементам плана финансового оздоровления банка, включая описание бизнес-модели, критически важных функций, системы индикаторов оздоровления, вариантов мер восстановления и стресс-сценариев;
- к порядку разработки, согласования, утверждения и актуализации плана финансового оздоровления, включая распределение ответственности между органами управления и подразделениями банка, а также требования к внутренним процедурам управления и антикризисному механизму;
- к периодичности представления планов финансового оздоровления в Нацбанк и порядок уведомления о существенных изменениях, влияющих на содержание или реализуемость плана;
- к методологии и порядку оценки индикаторов оздоровления, включая установление пороговых значений, процедур мониторинга и порядка принятия решений об активации плана;
- к содержанию и анализу вариантов оздоровления, включая обязательный перечень мер, оценку их финансового эффекта, осуществимости и применимости в стрессовых условиях;
- к разработке стресс-сценариев, включая сценарии системных, индивидуальных и комбинированных событий, а также порядок применения методов обратного стресс-тестирования;
- к подготовке и содержанию плана коммуникации, определяющего порядок внутреннего и внешнего информирования в период реализации мер оздоровления;
- к содержанию плана финансового оздоровления на уровне банковской группы, включая порядок координации действий между материнским банком и дочерними организациями;
- для банков, входящих в банковскую группу со структурой № 2, включая механизмы взаимодействия с материнской холдинговой компанией-нерезидентом и порядок получения поддержки в стрессовых ситуациях;
- к процедурам представления планов оздоровления в Нацбанк, проведению внутреннего аудита и порядку апробации планов;
- к оценке планов финансового оздоровления Нацбанком, включая порядок устранения выявленных недостатков и применение мер воздействия в случае их неустранения.
Из международного опыта
Внедрение планов финансового оздоровления банков является стандартной практикой в международном банковском регулировании, направленной на повышение устойчивости финансовых институтов к кризисам. Такой подход впервые был закреплен в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору в рамках Базель III.
В России практика финансового оздоровления кредитных организаций развивалась с 1990-х годов, когда банковский сектор сталкивался с частыми кризисами. Положение Банка России ввело правила, адаптированные к международным стандартам (Базель III и BRRD), но с учетом российской специфики.
Внедрение механизмов финансового оздоровления и разрешения является главным элементом современного банковского регулирования, закрепленным в международных стандартах, в частности, в Базель III. Центробанк Армении следует этому подходу. В Армении действует законодательная база для разрешения неплатежеспособных банков. Наличие четких планов оздоровления и разрешения минимизирует системные риски и снижает вероятность необходимости крупномасштабных государственных интервенций.
Регулирование банковской деятельности в Казахстане ориентировано на международные стандарты, в частности, на Базель III. В республике действуют НПА, которые устанавливают требования к системе управления рисками и внутреннему контролю банков, а также регламентируют процедуры, связанные с финансовым оздоровлением и ликвидацией.
В странах Евросоюза регулирование планов финансового оздоровления банков строится на основе комплексной нормативной базы, обеспечивающей устойчивость финансовой системы и способность банков восстанавливаться без привлечения господдержки. Основой регулирования является Директива ЕС о восстановлении и санации банков, а также ее обновленная редакция.
Банки ЕС ежегодно готовят планы восстановления, содержащие анализ ключевых направлений деятельности, оценку финансового состояния, набор индикаторов восстановления, стресс-сценарии и меры, позволяющие банку восстановить свою устойчивость в условиях серьезного ухудшения финансового положения.
В США Федеральная корпорация по страхованию депозитов требует от крупных банков планов «жизненной поддержки», включающих сценарии оздоровления и ликвидации. Во время кризиса 2008 года отсутствие таковых привело к хаосу, но последующее внедрение (с 2012 года) позволило банкам вроде JPMorgan успешно проходить стресс-тесты.
Международный опыт в области разработки и реализации планов финансового оздоровления банков показал, что такие планы стали ключевым элементом регуляторной архитектуры после глобального финансового кризиса 2008 года. Он подчеркивает, что планы оздоровления снижают риски кризисов и повышают доверие к банковской системе.
Отмечается, что принятие документа не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий.
Более подробно с документом можно ознакомиться по ссылке.

Комментарии
Пока нет комментариев
Будьте первым, кто оставит комментарий!
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.