Инклюзивная среда в MBANK: банк создает доступность для людей с инвалидностью
В минувшую субботу, 3 февраля, MBANK провел тренинг для сотрудников банка, пригласив людей с инвалидностью в качестве экспертов.
Именно они рассказали собравшимся, как эффективно обслуживать клиентов с инвалидностью и какие права у них есть. В ходе тренинга они также рекомендовали, что необходимо добавить в филиалах банка для их комфортного посещения.
MBANK становится инклюзивным
Директор по коммуникациям и связям с общественностью в MBANK Асель Абыкеева поделилась, что с весны этого года филиалы первого цифрового банка Кыргызстана будут готовы к эффективной работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Сегодня мы проводим тренинг для сотрудников филиалов Бишкека. Далее такое же обучение пройдет в каждом регионе страны. Мы уже выпустили договоры на русском и кыргызском языках, напечатанные шрифтом Брайля. Собираемся приобрести оборудование, чтобы иметь возможность самостоятельно печатать документы в таком виде. Кроме того, вместе с Аскаром Турдугуловым мы запускаем проект по трудоустройству людей с инвалидностью в филиалы MBANK», - сообщила собравшимся она.
Ни для кого не секрет, что создание условий для людей с инвалидностью – это сложный и трудоемкий процесс. Но MBANK сейчас находится на той позиции, когда к нему приковано пристальное внимание. Если банк, занимающий лидирующую позицию в Кыргызстане, будет запускать правильные и полезные для людей инициативы, то есть шанс, что и другие организации будут перенимать эти практики. Появляется надежда на то, что в обозримом будущем не только MBANK станет инклюзивным, но и по всей стране будет сформирована более доступная для людей с ограниченными возможностями среда.
Принципы прав человека
По информации Национального статистического комитета Кыргызстана, в республике на начало 2020 года зарегистрировано более 194,4 тысячи человек с инвалидностью.
В конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года говорится, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Конвенция о правах инвалидов.
Спикер по правам человека Эркин Исакулов рассказал собравшимся о правах людей с инвалидностью, их особенностях и требованиях государства к обеспечению равных возможностей.
«Мой вам совет, как лучше взаимодействовать с людьми с инвалидностью – подойдите к ним и спросите, чем вы можете им помочь. Не надо пытаться самостоятельно придумывать – просто задайте вопрос, а они вам ответят, что именно им нужно. Не додумывайте самостоятельно», - порекомендовал он.
Далее начальник отдела по защите прав потребителей НБ КР Мирсудин Исаев напомнил, что регулятор в 2015 году ввел положение о минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей.
«Национальный банк – не единственный регулятор в Кыргызстане. Но наш отдел по защите прав потребителей стремится к тому, чтобы люди с инвалидностью получали качественные финансовые услуги и находились в доступной для них среде. Мы проводим проверки финансовых организаций и выносим им предписания. Работа ведется», - отметил он.
Рекомендации людей с инвалидностью – как с нами работать?
Многократная победительница соревнований по параплаванию и паратриатлону Айтунук Жоомарт кызы рассказала о трудностях, с которыми она сталкивается, приходя в банк и другие организации.
«Я родилась зрячей, но уже много лет живу с диагнозом «тотальная слепота». Когда я прихожу куда-нибудь, у людей почему-то возникает желание дотронуться до меня и помочь. Я вообще не люблю, когда меня трогают. У меня есть белая трость для незрячих – с ее помощью мы видим и хорошо ориентируемся на местности. Но все же очень помогает, когда сотрудники в банках подходят и спрашивают, чем они могут быть полезны», - рассказала она.
Профессиональная параспортсменка также отметила, что сейчас незрячие не могут читать банковские договоры потому, что они не переведены на шрифт Брайля. Благодаря экранным дикторам она может успешно пользоваться мобильным приложением MBANK, но все же люди с инвалидностью по зрению должны иметь возможность читать договоры полностью. И она рада тому, что MBANK первым среди банков страны выпустил договора на шрифте Брайля.
Шрифт Брайля - рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящими людьми.
Айтунук Жоомарт кызы порекомендовала сотрудникам банков чаще улыбаться и быть мягче, а также быть максимально уважительными со всеми клиентами.
«Не нужно испытывать по отношению к инвалидам жалость. Не путайте жалость и доброту. Это разные понятия», - попросила она.
Далее руководитель общественной организации New age, блогер, общественный активист Аскар Турдугулов (псевдоним Oscar Rise), рассказал свою историю, которая привела его к инвалидному креслу.
«Я работал поваром на Иссык-Куле. Из-за большого объема работы мне пришлось поздно вернуться домой, когда вахтер уже закрыл двери. Я решил залезть по лестнице на балкон на втором этаже. К сожалению, лестница не устояла, и я упал. В результате - перелом позвоночника. Несмотря на необходимость быть в инвалидном кресле, я неплохо перемещаюсь по городу, но приходя в организации, зачастую испытываю трудности», - рассказал он.
По его словам, колеса разных инвалидных кресел могут располагаться шире или уже, поэтому многие пандусы становятся недоступными, а в филиалах банков страны сложно дотянуться до стоек.
Аскар Турдугулов добавил, что люди с инвалидностью не любят, когда в отношении их используют аббревиатуру – ЛОВЗ.
«Мы не приветствуем и не рекомендуем употреблять термины «инвалид», «лица с ограниченными возможностями здоровья». Никто в обычной речи не обращается к людям, используя аббревиатуры. Это неприятно и некорректно», - отметил он.
Другая участница тренинга – Венера – с помощью сурдопереводчика во время тренинга рассказала сотрудникам MBANK о проблемах, с которыми сталкиваются люди, имеющие трудности со слухом и речью.
Венера порекомендовала делать инструкции в доступной для понимания форме – в виде картинок или видео.
Жестовый язык - самостоятельный язык, состоящий из жестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются в культуре глухих и слабослышащих людей с целью коммуникации.
Венера добавила, что люди, имеющие трудности со слухом и речью, могут работать в банках, выполнять работу, которая не требует общения с клиентами.
Ольга Башкирова
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.