Осторожно, на горизонте финансовые мошенники!
Как не стать легкой добычей финансовых аферистов рассказала главный специалист сектора финансовой грамотности Национального банка КР Джамиля Токмамбетова.
- Джамиля Шадыбековна, расскажите, что именно мошенники предлагают доверчивым людям в соцсетях?
- Спектр надувательских предложений довольно широк. Рассмотрим некоторые из них, дабы предупредить доверчивых людей о возможных аферах. Во-первых, мошенники предлагают решение финансовых проблем. Как правило, это фирмы-однодневки, которые не ведут никакой реальной работы. Получив деньги обманутых вкладчиков, обманщики исчезают. Во-вторых, мошенники предлагают вернуть хотя бы часть денег, вложенных в финансовые пирамиды, но это вновь обман.
Бывают варианты, когда «благодетели» предлагают увеличить пенсию, старательно «оказывают помощь» при подготовке документов для оформления надбавки к пенсии. Однако исчезают при получении денег на расходы.
Зачастую на электронную почту приходят «письма счастья». В них сообщают о солидной денежной сумме, получить которую можно, сообщив данные банковской карты. Если у вас спрашивают конфиденциальные данные, берегитесь, это действуют аферисты.
Информация о счетах, вкладах и ценных бумагах человека - это конфиденциальная информация. Сотрудник банка не запросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли. Если в банке есть вопрос относительно сомнительного платежа или перевода с вашего счета, то сотрудник банка с вами обязательно свяжется, чтобы подтвердить или отклонить операцию.
Хочу отметить, что банки и другие финансовые организации имеют право сообщать данные о собственности покойных клиентов только тем, кого они при жизни указали в наследственном распоряжении, и нотариальным конторам, которые ведут наследственное дело.
- Как вычислить мошенников?
- Аферисты постоянно придумывают новые способы для получения доступа к конфиденциальным данным для отъема денег. Какой бы правдоподобной не показалась вам легенда, есть особые «приметы», которые выдают мошенников.
Аферисты находят вас сами. Насторожитесь, если незнакомец присылает вам сообщение, электронное письмо или звонит. Основной мыслью их сообщения являются деньги.
Схемы обмана типичны - вам предлагают перевести деньги на «безопасный счет», оплатить «комиссию» или «очень выгодно» вложить свои сбережения в финансовую пирамиду.
Обманщики всегда пытаются вызвать у людей бурю различных эмоций. Люди, находящиеся на пике эмоций, не всегда могут мыслить трезво. Сообщение «Ваш онлайн-банк взломали!», может заставить человека выполнить любые просьбы, сообщить любую информацию, лишь бы спасти свои деньги. Или наоборот, сообщение о внезапном выигрыше в лотерею и необходимости оплатить «небольшой взнос» сможет побудить ввести данные банковской карты на непонятном сайте.
Наконец, чтобы не дать вам возможность обдумать ситуацию, мошенники торопят своих жертв и даже могут оказать давление. Они принуждают к чему-либо и ставят условия - «сейчас или будет поздно».
Зачастую мошенникам удается обманным путем заполучить деньги доверчивых людей, но неожиданно «на горизонте» появляется некто, предлагающий свою помощь в возврате утраченных средств за «небольшую» комиссию. Как ни странно, люди идут и на это, а после оплаты за эти услуги «спасатели» перестают выходить на связь.
- Почему на крючок мошенников попадает очень много людей? Казалось бы, пора сделать выводы.
- Мошенники выбирают своей мишенью людей, которые уже попадались на удочку других обманщиков. Будучи доверчивыми, они вновь поддаются на уговоры и вновь теряют деньги.
Основными инструментами мошенников для поиска очередных жертв являются телефонные звонки, SMS-сообщения, email-рассылки и агрессивная реклама в интернете. Чтобы привлечь клиентов, мошенники настраивают рекламу именно на тех пользователей, которые искали новости о финансовых пирамидах.
Чтобы внушить доверие, аферисты зачастую прикрываются государственными организациями и незаконно используют их символику, выбирают названия, похожие на названия официальных структур.
Первую консультацию в качестве приманки люди получают бесплатно, зато общая плата «за услуги» будет очень высокой.
- Как предупредить такие ситуации?
- Все довольно просто. Возьмите за правило перепроверять любую информацию в первоисточнике. Наберите номер горячей линии и уточните информацию. Остерегайтесь посещения фейковых веб-порталов, используйте многофакторную защиту на любых сайтах, где хранятся ваши данные, и не передавайте свой телефон чужим людям.
Я также рекомендую всем от мала до велика повышать свою финансовую грамотность, ибо в нужный момент эти знания спасут ваши накопления и избавят вас и вашу семью от печальных эмоций.
hi
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.