Курс USD 88.64 / 89.46
Курс EUR 94.80 / 95.80
Курс RUB 0.947 / 0.973
Курс KZT 0.138 / 0.206
USD USD
88.64 / 89.46
EUR EUR
94.80 / 95.80
RUB RUB
0.947 / 0.973
KZT KZT
0.138 / 0.206

Как проходят проверки в НФКО и обменных бюро КР?

О надзоре и регулировании НФКО и обменных бюро и видах инспекторских проверок рассказали в Национальном банке КР.
Как проходят проверки в НФКО и обменных бюро КР?

Нацбанк - орган надзора и регулирования НФКО

Для стабильности финсистемы, защиты интересов вкладчиков, соблюдения законодательства КР и НПА Нацбанка финрегулятор осуществляет надзор и регулирование за деятельностью небанковских финансово-кредитных организаций и других юрлиц, лицензируемых Нацбанком.

По состоянию на 30 марта текущего года, система НФКО и юрлиц, регулируемых НБ КР, включала:

Наименование

Количество

1

Микрофинансовые компании (МФК)

10

2

Микрокредитные компании (МКК)

84

3

Микрокредитные агентства (МКА)

37

4

Кредитные союзы

87

5

Гарантийные фонды

1

6

Кредитные бюро

2

7

Жилищно-сберегательные кредитные компании (ЖСКК)

1

8

Специализированные финансово-кредитные организации (СФКО)  

1

9

Обменные бюро (ОБ)

378


К главным направлениям и задачам регулирования и надзора относят:

  • установление и издание нормативов, положений, инструкций и рекомендаций, а также порядки их реализации; 
  • проведение внешнего надзора и инспекторских проверок
  • контроль за соблюдением требований законодательства; 
  • мониторинг и наблюдение за финансовым состоянием; 
  • применение мер для предотвращения небезопасной практики.

Пруденциальный надзор

НФКО в КР работают на основании разрешительного документа, лицензии или свидетельства об учетной регистрации для осуществления своей деятельности (прием депозитов, выдача кредитов, обмен наличной иностранной валюты), выдаваемых Нацбанком в соответствии с требованиями законодательства КР и НПА Нацбанка.

Регулирование деятельности НФКО основывается на принципах пруденциального надзора с применением риск-ориентированного подхода. Так, для НФКО установлены обязательные для исполнения экономические нормативы и требования в зависимости от капитальной базы.

На практике для осуществления надзорных функций Нацбанк проводит дистанционный надзор за деятельностью НФКО на основе информации, представляемой на периодической основе, запрашивая и получая у НФКО необходимые сведения. 

Пруденциальный надзор - составная часть банковского надзора, направленная на соблюдение банками экономических нормативов, установленных с целью поддержания стабильности банковской системы.

Виды инспекторских проверок 

В зависимости от цели инспекторские проверки НФКО могут быть:

  • комплексными (для оценки рисков НФКО);
  • целевыми (для обзора и тщательного рассмотрения аспектов деятельности НФКО).

Инспекторские проверки обменных бюро могут быть:

  • целевыми (для обзора рассмотрения аспектов деятельности обменных бюро);
  • рейдовыми (для выявления фактов осуществления деятельности по обмену наличной инвалюты без соответствующей лицензии или свидетельства Нацбанка или выявления проблем и фактов системного характера).

Проверки могут быть:

  • плановыми (с предварительным уведомлением МФК, МКК, МКА, СФКО, ЖСКК, ГФ, КБ, КС);
  • внезапными (без предварительного письменного уведомления о предстоящей проверке).

В случае плановой проверки Нацбанк направляет в учреждение письмо-уведомление не позднее, чем за 5 рабочих дней до начала проверки (за 10 рабочих дней - для СФКО и МФК, привлекающих депозиты), а направление на проверку предъявляется по прибытии в учреждение. 

Обменные бюро проверяются без предварительного уведомления, а направление на проверку предъявляется непосредственно в момент визита группы инспекторов Нацбанка.

Если руководства НФКО и обменных бюро препятствуют проверке, регулятор применяет соответствующие меры.

По итогам проверки НФКО составляется отчет о проверке, который содержит выводы и заключения проверки, а также моменты, вызывающие беспокойство у надзорного органа, рекомендации и предписания.

По результатам проверки обменного бюро составляется справка о проверке. Она подписывается группой проверки и руководителем или сотрудником обменного бюро в двух экземплярах, один из которых остается в ОБ.

В случае нарушений законодательства КР или НПА Нацбанка к НФКО и обменным бюро применяются соответствующие санкции и меры взыскания.