Электронная товаротранспортная накладная. Как в Кыргызстане работать с ЭТТН
В Кыргызстане уже не в первый раз налоговая служба пытается призвать всех предпринимателей к использованию электронных товарно-транспортных накладных. Разберемся, что такое ЭТТН и для чего она нужна.
Итак, электронная товаротранспортная накладная — это модуль информационной системы налоговой службы, предназначенный для ведения учета товаров налогоплательщиков на основе входящих и исходящих документов.
Всеобщее его использование требуется по ряду факторов. Во-первых, это учет поставок товаров в и из Кыргызстана, во-вторых, его перемещение внутри страны, и, в-третьих, если один участник системы ЭТТН использует электронные накладные, а второй нет, то в таком случае первый не сможет закрыть электронную операцию без подтверждения второго. Это приводит к неудобствам у тех, кто уже применяет ЭТТН.
Стоит отметить, что вне зависимости от согласия или несогласия предпринимателей государство должно внедрить ЭТТН повсеместно, так как это является требованием ЕАЭС в рамках союзного соглашения по учету и передвижению товаров. Система ЭТТН уже применяется в России и Казахстане.
Как это работает?
Импортеры и производители вносят свои товары в систему ЭТТН на своем складе учета товаров. Далее эти оприходованные товары они реализуют своим оптовым покупателям посредством выписки ЭТТН.
Покупатель, подтвердив электронную товаротранспортную накладную от продавца, в автоматическом режиме получает эти товары к себе на склад в ЭТТН. Далее предприниматель может реализовать товар другим субъектам предпринимательства или списать при реализации населению.
«В модуле, кроме выписки самого документа ЭТТН, возможно проведение таких операций как оприходование – для ручного прихода товаров (в случае импорта, производства или остатков товаров) - и списание (в случае реализации населению, утери, порчи и т.д.). ЭТТН применяется при движении товаров на территории Кыргызской Республики. В ЭТТН отражаются сведения об отправителе, получателе, информация о перевозке и самом товаре, который перемещается», - сообщили Banks.kg в ГНС.
Отметим, что субъекты малого и среднего предпринимательства, занимающиеся розничной торговлей, до 2025 года освобождены от списания реализованных населению товаров и оприходования своих остатков товаров. Таким образом розничные продавцы должны лишь открыть склад в системе ЭТТН и подтверждать документы при получении, приобретении товаров у поставщиков.
Как зарегистрироваться и пользоваться ЭТТН?
Для заполнения ЭТТН налогоплательщик не должен получать дополнительный доступ к системе, поскольку все расположено внутри личного кабинета налогоплательщика на сайте cabinet.salyk.kg при входе через компьютер, либо в мобильном приложении Salyk.kg.
Вход в модуль ЭТТН осуществляется через кабинет налогоплательщика.
- Зайти в личный кабинет;
- Слева на боковой панели инструментов - раздел «Модули»;
- Нажать на «Электронная товаротранспортная накладная» (ЭТТН).
После нажатия на нее будет совершен переход на главную страницу, где отражается информация об операциях налогоплательщика.
Далее нужно перейти в раздел «Склад», который состоит из трех блоков: список складов, список товаров на складе и история конвертации.
Перейдя в список складов, необходимо нажать кнопку «Новая запись». Далее заполнить все пункты: область, район, айыльный аймак, поселок и улицу. После чего этим складом можно пользоваться.
В разделе «Список товаров на складе» отображаются данные о товарах, находящихся на складах.
В разделе «История конвертаций» отображаются все истории, например, если налогоплательщик оприходовал бензин в тоннах и продает его в литрах, то он должен оприходовать данный товар.
Самым главным разделом в личном кабинете является пункт «Документ». В нем осуществляется обработка и хранение имеющихся документов пользователя, использующего систему ЭТТН. Здесь есть такие операции как оприходование, списание, реализация, перемещение и другие.
Раздел «Оприходования» предназначен для добавления товаров на учет или баланс организации.
Оприходование можно сделать путем нажатия кнопки «Новая запись», далее выбрать склад, товар, источник прихода, указать цену и количество, а также единицу измерения. После чего необходимо сохранить введенные параметры. Далее эта вкладка будет отображаться, но с пометкой «Статус не подтвержден». Чтобы его подтвердить достаточно нажать на кнопку «Подтвердить».
Также существует раздел «Списания». Он предназначен для изъятия или снятия с баланса учета товара пользователя, имеющегося на учете или балансе организации. Для списания товара следует нажать на кнопку «Новая запись», выбрать склад, с которого планируется списание, указать причину списания, вид товара, количество и цену. После подтверждения операции будет осуществлено списание.
Чтобы отправить товар, необходимо выписать ЭТТН. Для этого нужно нажать на кнопку «Новая запись», где потребуется указать вводимые параметры. В частности, указать вид поставки (оптовая или экспортная). Выбрав, например оптовую, данные поставщика в ЭТТН будут введены автоматически, а вот информацию о покупателе придется вводить вручную, указав его ИНН и склад, куда будет отправлен товар. Далее придется указать, каким способом перевозки вы воспользуетесь (иной, автомобильный, ж/д транспорт, воздушный). Далее указывается товар, цена и количество, после чего накладную нужно сохранить, нажав кнопку «Сохранить и отправить». После чего товар успешно отправлен в базу покупателя.
Следующий раздел «Перемещение». Он предназначен для внутреннего перемещения товаров, например, с одного склада на другой, либо из одного филиала в другой.
«Приобретение и реализация». Этот пункт создан для получения прав собственности при внутреннем перемещении.
Также есть пункт «Корректировочный ЭТТН». Он необходим для корректировки накладной, так как существует полный возврат и частичный возврат.
В случае возникновения дополнительных вопросов предприниматели могут обращаться по телефону: +996 (312) 61-46-15 (отдел по контролю прослеживаемости товаров).
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.