Просто о сложном для потребителей Кыргызстана
Об этом сообщило Госагентство антимонопольного регулирования.
«В адрес Госагентства зачастую поступают жалобы в отношении цен на продукты питания и бензин», - сообщили в ведомстве.
Госагентством регулируются цены на услуги естественных монополий:
- питьевую холодную воду и канализацию;
- услуги аэропортов и навигации;
- стационарные телефоны;
- пересылку писем;
- проезд по железной дороге внутри республики;
- телевидение и радио (только соцпакет, не кабельное).
Целью регулирования является соблюдение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
- Цены на газ, свет и тепло регулируются Государственным агентством по регулированию топливно-энергетического комплекса (ГАРТЭК).
С 2017 года освобождены от антимонопольного регулирования цен: цемент, бензин, кирпич, авиаперелеты по республике, услуги сотовой связи, вывоз мусора, услуги лифтов, междугородние пассажирские перевозки, сигареты, а также такие продукты, как сахар, мука, спирт и другие.
На рынках продуктов питания и многих других конкурентных рынках (где много покупателей и продавцов) цены не регулируются.
Внимание! Определен Перечень социально-значимых товаров, на которые правительством может быть введено государственное регулирование цен, если на них есть резкий рост цен:
- мука пшеничная первого сорта;
- хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой), хлебобулочные изделия (лепешка);
- молоко жирностью 2,5-3,2%, творог;
- масло растительное подсолнечное;
- масло сливочное (несоленое, не менее 72,5% без наполнителей и растительных жиров);
- чай (байховый черный, зеленый);
- мясо (говядина, баранина, свинина, птица);
- рыба свежемороженая в тушках, потрошеная и непотрошеная (семейства карповых, сельдевых, скумбриевых, лососевых);
- сахар-песок;
- соль йодированная поваренная пищевая;
- рис;
- гречка;
- пшено;
- макаронные изделия;
- яйца куриные;
- детское питание (сухие смеси и каши);
- овощи (картофель, репчатый лук, морковь, белокочанная капуста, помидоры, огурцы, чеснок);
- фрукты (яблоки);
- уголь;
- бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо;
- сжиженный газ;
- ткани шелковые из искусственных волокон;
- швейные нитки;
- минеральные удобрения;
- корма (сено, солома, комбикорм, отруби и зерновые корма).
Сообщается, что в 2021 году с 25 мая по 25 августа кабмином КР введено временное госрегулирование цен на сахар-песок и масло растительное. Антимонопольным органом установлены розничные надбавки. Размеры надбавок отслеживались, еженедельно проводился мониторинг цен на эти продукты и анализ.
- «Было проведено 84 выезда, проведены разъяснительные мероприятия в 499 объектах, выдано 33 предписания продавцам-нарушителям. Однако проверять продавцов антимонопольный орган тогда не мог, так как был введен мораторий на проведение проверок», - сообщили в Госагентстве.
В конце минувшего года было введено госурегулирования цен на уголь, которое уже завершается. Антимонопольному органу удалось стабилизировать цены на уголь в условиях ажиотажного спроса на него и дефицита угля. Для насыщения рынка углем была достигнута договоренность о дополнительных поставках угля на север республики.
- «В условиях рынка продавцы самостоятельно устанавливают цены без участия государства. Ценообразование свободное», - сообщили в Госагентстве антимонопольного регулирования.
Рынок диктует цены, зависящие от многих причин. Среди них:
- КР зависит от импорта (масло растительное, яйца, крупы, сахар, бензин);
- курс доллара влияет на товары, ввозимые из других стран;
- маловодье и нехватка поливной воды;
- изменение климатических условий.
Вышеперечисленные факторы определяют ситуацию на рынке, спрос и предложение.
Чем же занимается антимонопольный орган? Цель антимонопольного органа – развитие и защита конкуренции на рынках.
Антимонопольный орган:
- регулирует деятельность естественных монополий;
- согласовывает стоимость государственных платных услуг (например, стоимость услуг по получению паспорта, выдача различных справок, стоимость медицинских услуг в государственных больницах и поликлиниках и др.);
- не борется с монополиями, а заставляет их работать по законам, не нарушать права конкурентов, заключать антиконкурентные соглашения, побуждает к согласованным действиям, например, по поддержанию цен;
- изучает решения других государственных органов (например, если решением одним представляют льготы, но ущемляют права других) и устраняет нарушения;
- проводит опрос цен на рынках, анализирует ситуацию по социально-значимым товарам, разъясняет продавцам, поставщикам, производителям, торговым сетям, крупным магазинам, что необоснованное повышение цен недопустимо;
- защищает права потребителей, если они приобрели просроченный или бракованный товар, если их обвесили, обсчитали, не указали четкие сроки начала и конца скидок и акций в магазинах;
- занимается вопросами рекламы. Реклама должна доносить до потребителя достоверную информацию, быть на государственном и официальном языках, понятной и ясной, не вводить потребителей в заблуждение, не допускать оскорблений, в том числе, религиозного и межнационального характера, некорректных сравнений.
Госагентство напоминает потребителям о необходимости сохранения чеков, и в случае нарушения прав потребителя обращаться за помощью в антимонопольный орган.
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.