Защитите своих близких от финансового мошенничества!
Финансовое мошенничество - это совершение противоправных действий в сфере денежного обращения, в том числе электронного, путем обмана, злоупотребления доверием с целью незаконного обогащения.
Чтобы обезопасить себя и своих близких от кибермошенников, нужно постоянно повышать уровень своей финансовой грамотности. Не надо думать, что вы знаете все по этой набившей оскомину теме, а внимательно прочитайте это руководство к действию!
Типология мошенничества
Покупки и продажи в интернете
Человек размещает объявление о продаже товара. Мошенники звонят и под предлогом совершения перевода за товар узнают данные карты продавца (CVV, дата срока окончания, 3D secure, OTP). Узнав у продавца код подтверждения (он якобы нужен для зачисления), они списывают деньги с карты.
Другой вариант этой схемы - использование подложного сервиса «безопасной сделки» в интернете. Клиент находит объявление о продаже товара или услуг. Переводит деньги, после получения средств мошенники перестают выходить на связь.
Покупки в интернете с подменой формы
Эта схема распространена при покупках на сайтах объявлений. Мошенники не просят перевести деньги за товар, а отправляют клиенту ссылку с формой на оплату - она вызывает больше доверия. Используя уязвимости, мошенники подменяют название торговой точки. Клиент предполагает, что совершает покупку, но на самом деле переводит деньги на карту.
Близкий человек «попал в беду»
В соцсетях пишет родственник или друг. Он попал в непростую ситуацию и ему срочно нужны деньги. Таким же образом собирают денежные средства на операцию. Так действуют мошенники, взломав аккаунты.
Служба безопасности лжебанка
Клиенту поступает телефонный звонок. Мошенники представляются службой безопасности банка и говорят, что зафиксирована попытка списания денег со счета клиента. Они выясняют данные карты и коды подтверждения и списывают деньги со счета.
Лотерея или опрос?
Клиент видит рекламу в интернете или рассылку: можно получить вознаграждение, поучаствовав в лотерее или пройти опрос. Для этого нужно заполнить небольшую форму. Клиент вводит данные карты, а мошенники списывают средства либо получают данные для последующих попыток обмана.
«Безопасный счет»
Звонок из «службы безопасности»: произошла утечка данных, в ней замешаны сотрудники. Необходимо снять деньги через безопасный банкомат банка-партнера и перевести их на специальный страховочный счет.
Как обезопасить себя и близких от действий мошенничества:
- При звонке сотрудников вашего банка и возникших подозрениях нужно прекратить разговор и перезвонить на официальные номера, указанные в ваших договорах или на официальных источниках.
- Никому не сообщайте CVC-код и не называйте полные реквизиты карточки. Никто не может их запрашивать, даже сотрудники банка.
- Не сообщайте кому-либо коды, приходящие от банка в SMS. Также храните в тайне пароль и логин, дающие доступ к онлайн-банкингу.
Не сохраняйте пароль для входа в банковский аккаунт в браузере.
- Оплачивайте покупки только на известных сайтах. Всегда проверяйте адрес в браузере, ведь уже много известно о фишинговых ресурсах и о том, как они работают.
- Относитесь внимательно к защите своих персональных данных. Чем сложнее мошенникам получить информацию о вас, тем меньше вероятность, что они смогут воспользоваться вашей банковской картой.
- Не переходите по неизвестным ссылкам, не перезванивайте по сомнительным номерам. Даже если ссылка кажется надежной, а телефон верным, всегда сверяйте адреса с доменными именами официальных сайтов организаций, а номера проверяйте в официальных справочниках.
Если вам приходит SMS о зачислении средств и оно похоже на привычное уведомление банка, а потом вам звонит якобы рассеянный человек, который по ошибке зачислил вам деньги и просит их вернуть, не спешите ничего возвращать. Такая ситуация похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, SMS - не от вашего банка, а вам звонил злоумышленник. Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в онлайн-банке или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.
- Если вам приходит уведомление «подтвердите покупку» и код, а следом раздается звонок опять же «рассеянного» человека, «по ошибке» указавшего ваш телефонный номер с просьбой продиктовать ему код, ни в коем случае не делайте этого. Мошенники пытаются узнать код, чтобы списать с вашего счета деньги или подписать вас на ненужный платный сервис.
Не храните данные карт на компьютере или в смартфоне.
- Проверяйте информацию. Если вам говорят, что c вашей карты случайно списали деньги и нужно назвать свои данные, чтобы остановить операцию, закончите разговор и перезвоните в банк.
- Если вам сообщают, что у родственников или друзей неприятности, постарайтесь связаться с ними напрямую.
- Установите на компьютер антивирус - и себе, и родственникам.
Как на практике защитить себя от мошенников?
- При получении новых карт проверяйте, отключена ли возможность проведения интернет-платежей, если эта услуга вам не нужна.
- При использовании услуг интернет-платежи рекомендуем пополнять счет карты только на ту сумму, которую планируете использовать.
- При использовании банковских карт необходимо выставить лимиты (день, месяц).
При подозрении на несанкционированное списание денежных средств необходимо срочно обратиться в банк и оставить запрос на блокировку карты до выяснения обстоятельств. Потом необходимо обратиться с заявлением в банк для внутреннего расследования по инциденту.
- При выявлении несанкционированного списания и получения результатов внутреннего расследования банка необходимо обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
Берегите себя и своих близких от потери денежных средств и негативных эмоций!
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.