«Похудевшая» котлета, или Что такое шринкфляция?
Теневая инфляция
Термин «шринкфляция» возник в английском языке от слияния двух слов: «инфляция» и «сжиматься» (to shrink).
Если вы в магазине купили баночку соленых огурцов, а дома обнаружили, что это не привычная литровая банка, а несколько меньше по той же цене, то это наглядный пример шринкфляции.
По данным Википедии, шринкфляция – это снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении или непропорционально малом снижении отпускной цены. Уменьшая объем или вес товара, переходя от цен на вес к ценам на объем, производители создают у покупателей мнимую видимость низкой цены на товар.
К ней прибегают, чтобы сохранить видимость ценовой стабильности. Чаще всего шринкфляция распространяется на продукты питания - крупы, консервацию, растительное масло, чай, молочную продукцию, гастрономию, однако она замечена и в непродовольственных товарах: туалетной бумаге, мыломоющей и косметической продукции.
Когда себестоимость товара растет, бизнес стоит перед непростым выбором:
- поднять цену на продукт;
- сохранить цену, но снизить качество продукта;
- оставить старую цену и недополучить прибыль;
- сохранить цену, но уменьшить вес или объем товара.
Понятно, что бизнес зачастую выбирает последний вариант. Такая стратегия из-за всплеска инфляции широко распространена среди производителей в последние годы во многих странах мира.
Меньший вес за те же деньги
Слово «шринкфляция» относительно новое, однако это очень старая история. В эпоху Средневековья, когда прибыль и ростовщичество считались грехом, в неурожайные годы торговцы не поднимали цену на хлеб, а тихо уменьшали вес булок.
Сегодня шринкфляция скрывается и в дизайне упаковок. Прямоугольные коробки округляются, на пластиковой таре появляются якобы функциональные вмятины, а дно становится более выпуклым.
Шринкфляция процветает при нестабильности рынков, колебаниях курсов валют и подорожании энергоносителей.
Ходите в магазин с калькулятором!
Как же быть потребителю? Как делать покупки при шринкфляции и при этом сэкономить деньги?
Вот несколько полезных советов:
- Будьте внимательны при покупке товаров, подверженных шринкфляции.
- Обращайте внимание на новый дизайн упаковки.
- Хорошо изучите данные на этикетках продуктов и сравните их с подобными товарами других производителей.
- Ходите в магазин с калькулятором. Проверяйте цену за единицу измерения и ориентируйтесь на показатели цен за литр, килограмм и в штуках.
- Покупайте большими упаковками или оптом, так дешевле.
- Следите за акциями и скидками.
И помните о правах потребителя! При необходимости обращайтесь к производителям, маркетам или госорганам.
Фото: с сайта «Эконс».
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.