Курс USD 88.30 / 89.17
Курс EUR 94.83 / 95.82
Курс RUB 0.954 / 0.977
Курс KZT 0.137 / 0.206
USD USD
88.30 / 89.17
EUR EUR
94.83 / 95.82
RUB RUB
0.954 / 0.977
KZT KZT
0.137 / 0.206

Банковская тайна вновь под прицелом?

На общественное обсуждение вынесен законопроект «О внесении дополнения в закон КР «О банках и банковской деятельности». Законодатели хотят, чтобы банки предоставляли банковскую информацию и таможенным органам. Своим мнением с порталом Banks.kg поделился эксперт Акылбек Джусупов.
Банковская тайна вновь под прицелом?

Напомним, сейчас Государственная налоговая служба КР обладает такими полномочиями*. В очередной раз государство намерено выполнять свои функции за счет банковского сектора?

«Целью этого законопроекта является повышение эффективности проведения таможенными органами таможенного контроля, а также реализация отдельных норм Таможенного кодекса ЕАЭС и плана по реализации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли и других мероприятий по упрощению торговых и транспортных процедур Кыргызской Республики на 2018 - 2024 гг.», - сообщается на Едином портале общественного обсуждения проектов НПА КР.

У проверяющих органов есть право требовать информацию от самих субъектов предпринимательства, однако они не хотят заниматься этим и обращаются в банки республики, которые четко и в полном объеме исполняют свои обязательства по закону. 

Кроме того, такие запросы на деле обходятся банкам весьма недешево. Срок для ответа на запрос составлет 3 дня, но налоговая служба в одном письме включают запросы на 50 компаний и более. В трехдневный срок на все это нужно ответить. 

Вместо обслуживания клиентов и улучшения качества обслуживания, банкам приходиться заниматься рутинной бумажной работой. При этом многие запросы оформлены неправильно, как того требует банковское законодательство. В итоге для подготовки ответа проверяющим органам банки страны затрачивают человеческие ресурсы, электричество, бумагу, используют информационные технологии и оргтехнику.

Если государство привлекает в этот процесс третью сторону, то оно должно компенсировать ей потраченные деньги и ресурсы. Может, пришло время государству монетизировать эксплуатацию банков при выполнении своих функций? Ведь нигде нет требования о безвозмездной банковской услуге по предоставлению информации? 

Компенсация не обязательно должна выражаться в денежном эквиваленте, это может быть в виде льгот и привилегий. Например, для развития зарплатных проектов в регионах в свое время государство освободило банки от некоторых обязательных платежей при ввозе банкоматов. Точно также можно снизить некоторые государственные тарифы и пошлины при ввозе оборудования или уменьшить ставки НсП и НДС.

Тогда проверяющие органы будут анализировать: обращаться им в банк за информацией на платной основе либо бесплатно требовать аналогичную информацию от проверяющих субъектов? Такой подход будет справедливым для всех. 

Справка:

В Налоговый кодекс КР 3 апреля 2023 года были внесены изменения. Теперь статья 146 «Взаимодействие органов налоговой службы с банком и платежной организацией/ оператором платежной системы» в действующей редакции гласит:

1. Для взаимодействия с органами налоговой службы банки обязаны:

1) предоставлять информацию на основании запроса органов налоговой службы в течение 3 рабочих дней:

а. об открытии, закрытии и наличии счетов налогоплательщиков с указанием их номеров;

б. об операциях, проводимых на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о текущем состоянии их счетов:

  • при проведении выездной проверки;
  • при проведении камеральной проверки, в случае наличия решения органа налоговой службы.