Дебюрократизация в банковском секторе Кыргызстана - предложения опытного юриста

Чтобы сделать работу госслужащих более эффективной и упразднить бюрократические препоны, президент КР Садыр Жапаров издал указ от 10 марта 2025 года УП № 83 «О дополнительных мерах по повышению эффективности и дебюрократизации системы государственной службы Кыргызской Республики».
В конце марта глава государства поручил Национальному институту стратегических инициатив при президенте КР (НИСИ) предложить решения по упрощению работы госорганов. НИСИ наделили полномочиями по координации реформ госуправления и оперативному внедрению изменений. При этом сокращение бюрократических процедур должно облегчить работу госслужащих и сделать госуправление более доступным для граждан.
Печати для юрлиц - устаревшая практика!
«Например, Инструкция по работе с банковскими счетами, счетами по вкладам (депозитам) при открытии счета и депозита требует наличие печати в заявлении и договоре. Положение о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики также содержит упоминание о заверении копии учредительных документов печатью юрлица. Зато Гражданский кодекс КР в этом плане абсолютно нейтрален и не обязывает юридических лиц строго пользоваться печатью, оставляя это на их усмотрение. Дело в том, что от имени юрлица всегда выступает определенное физическое лицо в качестве руководителя: если оно подписало документ, то этого вполне достаточно. Дополнительно заверять печатью документ - изжившая себя практика», - считает Акылбек Джусупов.
Акылбек Джусупов отмечает, что печать для юрлиц мешает продвижению электронных подписей и цифровизации бизнеса. Документ с подписью и печатью в цифровом плане равен только документу, подписанному усиленной электронной подписью, которую тяжелее имплементировать, нежели простую электронную подпись. Или, как минимум, для частного сектора нужно разрешить действовать на свое усмотрение и на основании соглашения.
Это удобно только для компаний и банков
«Карточку образцов подписей юрлица для банков сделать общей, разместив на единой интернет-платформе, чтобы каждый банк мог по QR-коду проверить образец подписи первого лица юрлица (подобный подход уже применяется с доверенностями). Для открытия счета сейчас в любой банк нужно предоставить нотариально заверенную карточку на бумажном носителе. Такое предложение удобно для самих компаний и банков, так как сокращается один из самых нудных моментов в процессе открытия счета», - считает эксперт.
Отменить аудиторские проверки Счетной палаты банков с госдолей
«Банки и так проходят ежегодный аудит. Огромные суммы уходят на внешнюю аудиторскую проверку, и еще немалая сумма тратится на государственных аудиторов, чтобы они еще раз проверили этот же субъект. Это необязательное дублирование. Кроме того, банки подлежат инспектированию Национальным банком КР. И это при том, что члены органов управления госбанков проходят конкурс и назначаются специальным госорганом. Получается, что государство само отбирает кандидатов, назначает их и не верит этим же лицам и независимым аудиторам, направляя других аудиторов и неся новые расходы. Это слишком дорогое удовольствие», - считает Акылбек Джусупов.
Отменить двойное согласование банковских документов
«Нужно отменить согласование Устава и Положения филиалов банка с Нацбанком КР и Министерством юстиции КР. Все коммерческие юрлица сами разрабатывают свои учредительные документы, и только банки должны их согласовывать с двумя госучреждениями. Думаю, что вполне достаточно и одного», - считает Джусупов.
Обязать суды заверять интернет-страницы подписью
«В гражданских процессах в рамках получения электронных доказательств нужно обязать суды заверять своей подписью документы после просмотра интернет-страниц и мгновенного распечатывания документа со своего компьютера. Далее - приобщать их к материалам дела. Сегодня большинство судей просят нотариально заверить интернет-страницу. Копию договора, сделанную из подлинника, заверяют своей подписью и признают как доказательство. А почему нельзя признать интернет-страницу и все электронные документы, свидетельствующие о возникновении, изменении или прекращении правоотношений с клиентами банка. Цифровизация банковских услуг идет полным ходом, соответственно, все больше сделок и транзакций совершаются в электронном формате. Надо разрешить предоставление электронных доказательств в их подлинном формате», - заключил опытный эксперт.
Напомним, в конце апреля в Минюсте КР прошла встреча с бизнес-сообществами, где руководство Минэконома и Минюста Кыргызстана представили межведомственную инициативу по возможному механизму «ликвидационной гильотины» для всех разрешений и лицензий, выдаваемых госорганами. В краткий срок они должны обосновать важность выдачи разрешений и лицензий. При этом дебюрократизацию лицензионно-разрешительной деятельности иногда называют «Zero Plus».
Фото: www
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.