Финтех и виртуальные активы: как изменился спецрежим для банковских инноваций в Кыргызстане

Необходимость внесения изменений в СРР было обусловлено накопленной практикой применения, появлением новых решений на финрынке и развитием законодательства КР, в том числе регламентирующего отношения, связанные с виртуальными активами.

Финтех и виртуальные активы: как изменился спецрежим для банковских инноваций в Кыргызстане
Фото: www

Об этом сообщила пресс-служба регулятора

Постановлением правления Национального банка КР от 17 декабря 2025 года утверждены изменения в постановление правления НБ КР от 12 августа 2020 года «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме».

В Положении «О специальном регулятивном режиме» в пункте 1 сообщается, что банковские операции и услуги в рамках специального регулятивного режима должны быть готовы к тестированию в реальных рыночных условиях в ограниченном масштабе и на стадии минимального коммерческого жизнеспособного продукта.  

Внедряемые инновационные технологии и решения в сфере банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима должны соответствовать следующим критериям:  

  • инновационные технологии/решения, предлагаемые для применения в банковских/платежных операциях и/или оказания банковских/платежных услуг, являются новыми в сфере банковских операций/услуг и направлены на расширение финансовой доступности для пользователей по сравнению с традиционными банковскими продуктами;  
  • осуществление банковских операций и услуг было ограничено нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 
  • отсутствуют ограничения по совмещению своей деятельности с иной деятельностью, в том числе ограничения по виду и перечню предоставляемых операций, согласно законодательству Кыргызской Республики, за исключением операций с виртуальными активами; 
  • операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и/или отсутствует прямой запрет на проведение операций; 
  • банковские операции/услуги основываются на новых технологиях/решениях, ранее не применявшихся в банковском или платежном секторе); 
  • внедряемая инновационная технология и решение обладают потенциалом снижения рисков, сокращения издержек, а также повышения прозрачности и кибербезопасности; 
  • внедряемые инновационные технологии/решение, включая операции, связанные с виртуальными активами, в сфере банковских и платежных операций/услуг являются дополнением, а не заменяют основную бизнес-деятельность.

Отмечается, что специальный регулятивный режим не может быть использован как средство обхода требований законодательства КР и предъявляемых требований к участникам, оказывающим аналогичные виды банковских операций и/или услуг. 

В рамках специального регулятивного режима не допускается предоставление преференций отдельным юридическим лицам, которые обеспечивают им более выгодные условия участия в специальных регулятивных режимах.

В Положении «О специальном регулятивном режиме»:

пункт 2 изложен в следующей редакции: 

«Основными задачами специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг, в том числе операций, связанных с виртуальными активами, являются: 

  • снижение правовой неопределенности и правовых рисков для участников рынка; 
  • определение приемлемых и доступных правил для пилотного использования инновационных банковских операций и услуг, а также операций с виртуальными активами; 
  • ускорение выбора и ввода на рынок инновационных банковских операций и услуг; 
  • выработка правовых и иных регулятивных требований для новых общественных отношений, возникших в результате внедрения инновационных банковских операций и услуг; 
  • повышение доступности, клиентоориентированности банковских операций/услуг для потребителей, а также снижение затрат на их внедрение, включая задачи по проверке новых технологий в реальной среде с целью оценки их устойчивости, применимости, экономической целесообразности для эффективного интегрирования в банковскую инфраструктуру»;

пункт 20-1 изложен в следующей редакции: 

«При проведении специального регулятивного режима участники обязаны соблюдать требования по управлению рисками, по реализации политики «знай своего клиента», требования в сфере ПФПД/ЛПД, соблюдения банковской тайны, конфиденциальности и защиты персональных данных, защиты прав и интересов потребителей и обеспечения безопасности проведения операций».

дополнен пунктами 26-1 следующего содержания: 

«Участник вправе досрочно отказаться от тестирования по мотивированному заявлению в Национальный банк при наличии следующих оснований: 

  • выявление существенных рисков нарушения прав и (или) интересов потребителей (в том числе превышение пороговых значений показателей инцидентности/жалоб, установленных техническим заданием); 
  • выявление критических уязвимостей и (или) инцидентов информационной безопасности, создающих угрозу безопасности проведения операций, при невозможности их устранения в разумный срок; 
  • невозможность соблюдения требований в сфере ПФПД/ЛПД, соблюдения конфиденциальности и защиты персональных данных, и защиты прав и интересов потребителей; 
  • прекращение действия (расторжение) договоров с ключевыми контрагентами и (или) инфраструктурными провайдерами, критически необходимыми для оказания услуги; 
  • невозможность достижения ключевых количественных и качественных показателей, предусмотренных техническим заданием (ниже минимальных порогов, определенных в техническом задании и (или) решении Комитета), по результатам не менее двух отчетных периодов подряд; 
  • экономическая нецелесообразность продолжения тестирования;
  • иные обстоятельства непреодолимого характера, препятствующие безопасному и добросовестному продолжению тестирования.

Настоящее постановление вступило в силу со дня официального опубликованияБолее подробно с документом можно ознакомиться по ссылке.

Напомним, в октябре 2023 года в Положение «О специальном регулятивном режиме» было предложено внести изменения в части расширения критериев допуска одновременного участия в СРР участников тестирования банковских операций и услуг. А 13 декабря 2023 года был внесен ряд изменений, повысив эффективность работы механизма специальных регулятивных режимов.

В ноябре 2024 года Нацбанк предложил усилить положение «О специальном регулятивном режиме». Проект постановления Нацбанка КР был разработан для совершенствования условий создания и проведения специального регулятивного режима и вынесен на общественное обсуждение.

В январе 2025 года Нацбанк усовершенствовал условия для создания и проведения регулятивного режима. В постановление правления НБ КР «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года были вновь внесены изменения. Операции и услуги в рамках СПП должны быть готовы к тестированию в реальных рыночных условиях в ограниченном масштабе и на стадии минимального коммерческого жизнеспособного продукта.

Проект постановления правления НБ КР «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года был вынесен на общественное обсуждение в сентябре 2025 года. Этот шаг был направлен на улучшение механизма, позволяющего тестировать новые операции и услуги в безопасной и контролируемой среде.

Комментарии

Пока нет комментариев

Будьте первым, кто оставит комментарий!

Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.