На общественное обсуждение вынесен проект постановления правления НБ КР «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года.
Документ подготовлен для дальнейшего совершенствования правового механизма создания и проведения специального регулятивного режима (СРР) как инструмента апробации инновационных банковских операций и услуг в ограниченной и контролируемой среде.
«Необходимость внесения изменений обусловлена накопленной практикой применения СРР, появлением новых решений на финансовом рынке, а также развитием национального законодательства, в том числе регламентирующего отношения, связанные с виртуальными активами. Предлагаемые корректировки направлены на усиление защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, уточнение критериев допуска участников и обеспечение пропорционального управления рисками, характерными для инновационных сервисов, включая банковские операции и услуги с виртуальными активами», - говорится в справке-обосновании к проекту постановления НБ КР.
В августе 2020 года правлением Нацбанка для упрощения внедрения инновационных услуг или технологий на рынок банковских и платежных систем было принято постановление «Об утверждении положения «О специальном регулятивном режиме». С момента введения СРР Нацбанк сформировал устойчивый подход к отбору заявок и сопровождению проектов на этапе тестирования.
Практическое применение показало востребованность режима и для субъектов рынка, и для регулятора:
- для участников рынка СРР предоставляет возможность в реальных условиях проверить жизнеспособность своих идей и решений;
- для Нацбанка - доступ к данным, необходимым для принятия обоснованных решений и разработки нового нормативного регулирования.
Предлагаемые изменения уточняют сферу применения документа в части инноваций, связанных с виртуальными активами. В проекте указано, что проведение тестирования услуг, имеющих отношение к виртуальным активам, не изменяет их правовой квалификации и не освобождает участников от соблюдения требований законодательства КР, включая законодательство о ПФТД/ЛПД, защите прав потребителей финуслуг и персональных данных.
Документом предлагается исключить из Положения норму, показавшую слабую эффективность и несоразмерные административные затраты. Обязательный SWOT-анализ носил субъективный и декларативный характер, дублировал требования и затягивал процедуру допуска.
Касательно критериев допуска и участия проект уточняет, что тестируемая операция или услуга должна дополнять основную деятельность заявителя. Уточняется требование надлежащего финансового состояния, отсутствия нарушений обязательных экономических нормативов и ранее примененных мер воздействия, а также соблюдение требований по ПФТД/ЛПД на момент подачи заявки.
Сохраняется общий принцип неизменности техзадания в течение срока тестирования, при этом вводится более четкая норма о недопустимости увеличения установленных ограничений в случае продления срока тестирования. Таким образом, продление понимается как возможность завершить сбор необходимых данных и провести корректную оценку результатов.
«При признании тестирования успешным участник обязан временно приостановить реализацию протестированной модели до вступления в силу соответствующих нормативных изменений и в последующем обратиться за получением постоянной лицензии в установленные сроки. Указанная связка препятствует тестированию операции вне рамок общего режима и одновременно дает рынку предсказуемый переход от эксперимента к устойчивой практике», - говорится в справке-обосновании.
По решению Нацбанка вводится также механизм инициативного СРР. Эта возможность позволит запускать целевые регулятивные эксперименты для системно значимых технологических направлений с заранее объявленными целями, критериями отбора и проектами технических заданий, что соответствует принципам публичности и равного доступа.
Предлагаемые изменения отражают накопленный опыт Национального банка и направлены на адаптацию «регулятивной песочницы» к быстро меняющемуся ландшафту финансовых технологий.
Более подробно с документом можно ознакомиться по ссылке.
Напомним, в октябре 2023 года в Положение «О специальном регулятивном режиме» было предложено внести изменения в части расширения критериев допуска одновременного участия в СРР участников тестирования банковских операций и услуг. А 13 декабря 2023 года внесен ряд изменений, повысив эффективность работы механизма специальных регулятивных режимов.
В ноябре 2024 года Нацбанк предложил усилить положение «О специальном регулятивном режиме». Проект постановления Нацбанка КР был разработан для совершенствования условий создания и проведения специального регулятивного режима и вынесен на общественное обсуждение.
В январе 2025 года Нацбанк усовершенствовал условия для создания и проведения регулятивного режима. В постановление правления НБ КР «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года были вновь внесены изменения. Операции и услуги в рамках СПП должны быть готовы к тестированию в реальных рыночных условиях в ограниченном масштабе и на стадии минимального коммерческого жизнеспособного продукта.