Гарантийный фонд проанализировал классификацию типов предприятий в КР
Об этом сообщила пресс-служба ОАО «Гарантийный фонд».
Экономическая политика любого государства направлена на то, чтобы со временем микропредприятия преобразовались в ММСП, а крупные компании становились корпорациями. Для определения эффективности работы предприятий в странах мира проведена классификация типов предприятий, а также определены критерии их принадлежности к ММСП.
Главными критериями классификации типов предприятий являются два показателя:
- среднегодовое количество сотрудников;
- среднегодовой оборот (выручка) предприятий.
Анализ критериев классификации типов предприятий почти во всех странах мира показал, что:
- минимальные и максимальные показатели по среднегодовому количеству сотрудников одинаковы;
- выручка отличается в зависимости от уровня экономического развития страны.
Какова классификация типов предприятий в Кыргызстане?
Критерии классификации типов предприятий в Кыргызстане практически аналогичны критериям, определяемым в других странах. Единственное и серьезное отличие - это отличие по объему годового оборота (выручке).
Рассмотрим детальный анализ отличий по крупному бизнесу.
Правительство КР приняло постановление от 17 февраля 1998 года №78 «Об основной схеме классификатора типов предприятий», в котором приняты критерии их определения по среднесписочному количеству сотрудников и среднегодовому обороту (выручке). Критерии классификации крупных предприятий следующие:
- среднесписочное количество сотрудников должно быть более 201 человека (аналогично во всех странах мира);
- годовая выручка должна составлять более 2 млн сомов (около 23 тыс долларов США).
Остановимся детально на классификации крупных предприятий, учитывая, что выручка 2 млн сомов на сегодняшний день не такая высокая для крупных предприятий.
Учитывая закон «Об официальной статистике в Кыргызской Республике», который определяет, что единственным органом предоставления официальной статистики является Национальный статистический комитет КР, Гарантийный фонд обратился туда за разъяснениями о классификации типов предприятий еще в 2018 году.
Нацстатком КР 31 декабря 2018 года дал разъяснение, что в Кыргызстане классификация типов предприятий проводится по среднесписочному количеству сотрудников, а по выручке не проводится из-за того, что с 1998 года изменения не вносились.
Подтверждением этому является официальное издание Нацстаткома КР «Малое и среднее предпринимательство в Кыргызской Республике 2017-2021 гг.», где в разделе «Методология определения классификации типов предприятий» сказано, что критерием определения типов предприятий является только среднесписочное количество сотрудников. Этим изданием пользуются министерства и ведомства, международные организации, и ни у кого не должно возникать сомнений в правильности критериев оценки типов предприятий.
Что говорит Налоговый кодекс о крупных предприятиях?
На этом можно было бы остановиться, но иногда со стороны проверяющих структур идет некорректное понимание «крупного предприятия», которые опираются на Налоговый кодекс КР. В нем определено, что «крупным предприятием» считается предприятие, годовая выручка которого составляет более 30 млн сомов. При этом в статье 2 НК КР указано, что все налоговое законодательство используется только для налоговых правоотношений, то есть для уплаты налогов.
Подтверждением этому является письмо от Государственной налоговой службы при Минфине КР (2023 г.), в котором указано, что все налоговое законодательство относится только к налоговым правоотношениям.
Постановление правительства или Налоговый кодекс?
Каким документом руководствоваться при классификации типов предприятий: постановлением правительства КР от 17 февраля 1998 года №78 или Налоговым кодексом КР?
Политику в области налогообложения проводит Министерство экономики и коммерции КР (МЭиК). Для получения разъяснений по классификации предприятий было направлено письмо в МЭиК. В министерстве сообщили, что при классификации предприятий применяется среднесписочное количество сотрудников, в то время как годовая выручка (оборот) не применяется, поскольку с 1998 года она не индексировалась.
Позиции Нацстаткома и ГНС, приведенные выше, аналогичны.
Таким образом, своими ответами МЭиК, Нацстатком и ГНС четко указали, что постановление правительства КР от 17 февраля 1998 года №78 является актуальным и его необходимо применять при классификации типов предприятий только в части среднесписочного количества сотрудников.
Как изложено выше, во всем мире при определении классификации типов предприятий применяются два критерия: среднегодовое количество сотрудников и среднегодовой оборот (выручка).
Если по среднегодовому количеству сотрудников практически у всех стран единый подход, то по среднегодовому обороту (выручке) у каждой страны свои индикаторы.
Согласно постановлению правительства КР от 17 февраля 1998 года №78, к крупным предприятиям относятся предприятия с годовой выручкой более 2 млн сомов или порядка 23 тыс долларов США.
Анализ 21 страны Азии по аналогичным показателям показал, что к типу крупных предприятий относятся предприятия с выручкой от нескольких миллионов долларов США до сотен миллионов долларов США.
Проведенный анализ по оборотам крупного бизнеса 21 государства показал, что крупным бизнесом считается предприятие с выручкой:
- в Грузии - более 22,4 млн доллров США;
- в Казахстане - более 20 млн доллров США;
- в Азербайджане - более 17,6 млн доллров США;
- в Малайзии - более 11,7 млн доллров США;
- в Армении - более 3,6 млн доллров США;
- в Таджикистане - более 2,4 млн доллров США;
- в Кыргызстане - всего 0,023 млн доллров США.
Проведенные расчеты показывают, что во всех анализируемых странах среднегодовая выручка колеблется в пределах от 0,0035% до 0,1% от ВВП. В Кыргызстане этот показатель составляет 0,00026% от ВВП.
Анализ индикаторов среднегодовой выручки крупных предприятий в разрезе стран Азии
Страна |
| Крупные предприятия | ВВП (млн, $) | Выручка/ВВП (%) |
Кыргызстан | Кол-во работников | более 201 | 8 741 | 0,00026% |
Годовой доход в $ США | более 0,023 млн | |||
Азербайджан | Кол-во работников | более 251 | 54 825 | 0,03% |
Годовой доход в $ США | более 17,6 млн | |||
Армения | Кол-во работников | более 250 | 13 861 | 0,03% |
Годовой доход в $ США | более 3,6 млн | |||
Бангладеш | Кол-во работников | более 121 | 416 265 | 0,001% |
Годовой доход в $ США | более 4,7 млн | |||
Бруней | Кол-во работников | более 101 | 14 007 | 0,03% |
Годовой доход в $ США | более 3,8 млн | |||
Вьетнам | Кол-во работников | более 201 | 366 138 | 0,0035% |
Годовой доход в $ США | более 12,784 млн | |||
Грузия | Кол-во работников | более 251 | 18 629 | 0,1% |
Годовой доход в $ США | более 22,388 млн | |||
Индия | Кол-во работников | … | 3 150 310 | 0,001% |
Годовой доход в $ США | более 30,675 млн | |||
Индонезия | Кол-во работников | более 100 | 1 186 510 | 0,05% |
Годовой доход в $ США | более 613,495 млн | |||
Казахстан | Кол-во работников | более 250 | 197 112 | 0,01% |
Годовой доход в $ США | более 20,624 млн | |||
Камбоджа | Кол-во работников | более 500 | 26 961 | 0,004% |
Годовой доход в $ США | более 1 млн | |||
Лаос | Кол-во работников | более 100 | 18 827 | 0,002% |
Годовой доход в $ США | более 0,354 млн | |||
Малайзия | Кол-во работников | более 201 | 372 981 | 0,003% |
Годовой доход в $ США | более 11,76 млн | |||
Непал | Кол-во работников | … | 36 925 | 0,01% |
Годовой доход в $ США | более 3,793 млн | |||
Пакистан | Кол-во работников | более 251 | 348 263 | 0,001% |
Годовой доход в $ США | более 3,336 млн | |||
Сингапур | Кол-во работников | … | 423 797 | … |
Годовой доход в $ США | … | |||
Таджикистан | Кол-во работников | Более 100 человек и для сельхозпроизводителей более 200 человек | 8 937 | 0,03% |
Годовой доход в $ США | более 2,411 млн | |||
Тайланд | Кол-во работников | более 201 | 505 568 | 0,003% |
Годовой доход в $ США | более 15 млн | |||
Узбекистан | Кол-во работников | … | 69 601 | … |
Годовой доход в $ США | … | |||
Филиппины | Кол-во работников | более 200 | 394 087 | 0,005% |
Годовой доход в $ США | более 18,358 млн | |||
Шри-Ланка | Кол-во работников | более 301 | 88 497 | 0,002% |
Годовой доход в $ США | более 2,050 млн |
Экономика Кыргызстана показывает неплохой рост и, если посмотреть динамику роста ВВП с 2015 года по 2022 год, то ВВП с 430,4 млрд сомов достиг 919,4 млрд сомов, то есть вырос в 2,1 раза. В то же время выручка, являющаяся индикатором «крупного предприятия» и в 2015 году составлявшая 0,00046% от ВВП, уже в 2022 году снизилась до 0,00022% от ВВП, то есть в 2 раза. При ожидаемом дальнейшем росте ВВП такая тенденция снижения выручки будет сохраняться.
Доли выручки крупных предприятий к ВВП
млн сом | ||||||||
Показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
ВВП | 430 489 | 476 331 | 530 476 | 569 386 | 619 103 | 601 820 | 739 819 | 919 445 |
Выручка крупных предприятий | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Доля от ВВП, % | 0,00046% | 0,00042% | 0,00038% | 0,00035% | 0,00032% | 0,00033% | 0,00026% | 0,00022% |
В настоящее время вопрос внесения изменений в постановление правительства КР от 17 февраля 1998 года №78 в части увеличения показателя среднегодовой выручки крупных предприятий актуален, как и пересмотр показателей среднегодовой выручки ММСП. В этой связи «Гарантийный фонд» направил результаты этого анализа в соответствующие госорганы.
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.