Как банки КР препятствуют отмыванию денег и финансированию терроризма?
На вопросы портала Banks.kg ответили в Национальном банке КР.
Значимость банковского сектора и Нацбанка КР в укреплении национальной системы противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (ПФТД/ЛПД) велика, а уровень взаимодействия финансовых организаций республики позволяет быстро реагировать на угрозы, связанные с рисками отмывания денег и финансирования терроризма в финансовом секторе.
- Насколько успешно работает закон ПФТД/ЛПД в Кыргызстане?
- Задача государства и органов банковского надзора сделать все, чтобы банковская система не могла быть использована для отмывания денег и финансирования терроризма. В непростое время эта задача приобретают еще большую важность и значимость.
В 2006 году был принят закон КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (закон о «ПФТД/ЛПД»), который несколько раз пересматривался и в настоящее время действует в редакции от 2018 года.
Целью этого закона является защита прав и свобод человека, а также защита национальной безопасности и целостности финансовой системы Кыргызской Республики от преступных посягательств.
Отметим, что Кыргызстан с 2004 года является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) по типу ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), в соответствии с которой он выполняет обязательства по соблюдению международных стандартов ФАТФ.
В 2018 году осуществлена взаимная оценка системы Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД со стороны ЕАГ на предмет соответствия национальной системы по ПФТД/ЛПД международным стандартам ФАТФ. В ходе 37-го пленарного заседания ЕАГ в 2022 году делегации рассмотрели 4-й отчет о прогрессе Кыргызской Республики и отметили ее прогресс в совершенствовании системы ПФТД/ЛПД.
Уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов является Государственная служба финансовой разведки при Мифине КР.
- Есть ли в комбанках КР отделы по противодействию терроризму?
- В соответствии с законодательством КР, в каждом коммерческом банке должна быть создана служба внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД, которая должна заниматься реализацией программы внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД для выполнения следующих основных обязанностей:
- осуществление мер по выявлению, оценке, мониторингу, управлению, снижению и документированию рисков;
- осуществление мер надлежащей проверки клиентов;
- применение целевых финансовых санкций и приостановление операций (сделок);
- применение мер в отношении высокорискованных стран;
- своевременное представление в орган финразведки информации и документов, а также сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению;
- обеспечение выполнения иных обязанностей, предусмотренных в законодательстве КР в сфере ПФТД/ЛПД.
- Что для менеджеров банков является «подозрительными операциями»?
- Согласно положению «О порядке проведения надлежащей проверки клиента», утвержденного постановлением правительства КР от 25 декабря 2018 года, подозрительной считается операция (сделка), подпадающая под такие признаки:
1. Если есть подозрения или основания для подозрений, что средства являются доходом, полученным преступным путем, в том числе от предикатных преступлений, или связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов;
2. Если есть подозрения или основания для подозрений, что средства связаны с финансированием:
- террористов и экстремистов;
- террористических и экстремистских организаций (групп);
- террористической и экстремистской деятельности.
Подозрительная операция определяется должностным лицом по ПФТД/ЛПД в рамках законодательства в области ПФТД/ЛПД и согласовывается с руководством банка для отправки соответствующей информации в орган финансовой разведки.
Руководство банков должно предпринимать исчерпывающие меры для недопущения вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительности.
- Как банки пресекают финансирование терроризма?
- В своей деятельности коммерческие банки осуществляют меры по надлежащей проверке клиентов, в том числе, идентификацию и верификацию операций клиентов, которые наиболее подвержены риску использования счетов в целях финансирования терроризма.
Коммерческие банки проводят мониторинг деловых отношений с клиентами путем ежедневного мониторинга их операций (сделок), анализа информации, рассмотрения и учета назначения денежных средств.
Банки обязаны принять необходимые меры для проверки наличия в отношении клиента сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности (Сводные санкционные перечни КР и Совбеза ООН). Коммерческие банки также используют санкционные списки Управления по контролю над иностранными активами США (OFAC) и ЕС.
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.