Курс USD 88.64 / 89.47
Курс EUR 94.60 / 95.60
Курс RUB 0.938 / 0.971
Курс KZT 0.137 / 0.206
USD USD
88.64 / 89.47
EUR EUR
94.60 / 95.60
RUB RUB
0.938 / 0.971
KZT KZT
0.137 / 0.206

Как банки КР препятствуют отмыванию денег и финансированию терроризма?

Отмывание денег, добытых преступным путем, и финансирование терроризма являются главными вызовами для современного общества. Эти явления представляют угрозу для репутации финсектора любого государства.
Как банки КР препятствуют отмыванию денег и финансированию терроризма?

На вопросы портала Banks.kg ответили в Национальном банке КР

Значимость банковского сектора и Нацбанка КР в укреплении национальной системы противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (ПФТД/ЛПД) велика, а уровень взаимодействия финансовых организаций республики позволяет быстро реагировать на угрозы, связанные с рисками отмывания денег и финансирования терроризма в финансовом секторе. 

- Насколько успешно работает закон ПФТД/ЛПД в Кыргызстане?

- Задача государства и органов банковского надзора сделать все, чтобы банковская система не могла быть использована для отмывания денег и финансирования терроризма. В непростое время эта задача приобретают еще большую важность и значимость.

В 2006 году был принят закон КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (закон о «ПФТД/ЛПД»), который несколько раз пересматривался и в настоящее время действует в редакции от 2018 года

Целью этого закона является защита прав и свобод человека, а также защита национальной безопасности и целостности финансовой системы Кыргызской Республики от преступных посягательств.

Отметим, что Кыргызстан с 2004 года является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) по типу ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), в соответствии с которой он выполняет обязательства по соблюдению международных стандартов ФАТФ.

В 2018 году осуществлена взаимная оценка системы Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД со стороны ЕАГ на предмет соответствия национальной системы по ПФТД/ЛПД международным стандартам ФАТФ. В ходе 37-го пленарного заседания ЕАГ в 2022 году делегации рассмотрели 4-й отчет о прогрессе Кыргызской Республики и отметили ее прогресс в совершенствовании системы ПФТД/ЛПД.

Уполномоченным государственным органом Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов является Государственная служба финансовой разведки при Мифине КР.

- Есть ли в комбанках КР отделы по противодействию терроризму?

- В соответствии с законодательством КР, в каждом коммерческом банке должна быть создана служба внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД,  которая должна заниматься реализацией программы внутреннего контроля по ПФТД/ЛПД для выполнения следующих основных обязанностей:

  • осуществление мер по выявлению, оценке, мониторингу, управлению, снижению и документированию рисков;
  • осуществление мер надлежащей проверки клиентов;
  • применение целевых финансовых санкций и приостановление операций (сделок);
  • применение мер в отношении высокорискованных стран;
  • своевременное представление в орган финразведки информации и документов, а также сообщений об операциях (сделках), подлежащих контролю и сообщению;
  • обеспечение выполнения иных обязанностей, предусмотренных в законодательстве КР в сфере ПФТД/ЛПД.

- Что для менеджеров банков является «подозрительными операциями»?

Согласно положению «О порядке проведения надлежащей проверки клиента», утвержденного постановлением правительства КР от 25 декабря 2018 года, подозрительной считается операция (сделка), подпадающая под такие признаки: 

1. Если есть подозрения или основания для подозрений, что средства являются доходом, полученным преступным путем, в том числе от предикатных преступлений, или связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов; 

2. Если есть подозрения или основания для подозрений, что средства связаны с финансированием: 

  • террористов и экстремистов; 
  • террористических и экстремистских организаций (групп); 
  • террористической и экстремистской деятельности.

Подозрительная операция определяется должностным лицом по ПФТД/ЛПД в рамках законодательства в области ПФТД/ЛПД и согласовывается с руководством банка для отправки соответствующей информации в орган финансовой разведки.

Руководство банков должно предпринимать исчерпывающие меры для недопущения вовлечения банка в проведение операций, имеющих признаки подозрительности. 

- Как банки пресекают финансирование терроризма?

- В своей деятельности коммерческие банки осуществляют меры по надлежащей проверке клиентов, в том числе, идентификацию и верификацию операций клиентов, которые наиболее подвержены риску использования счетов в целях финансирования терроризма.

Коммерческие банки проводят мониторинг деловых отношений с клиентами путем ежедневного мониторинга их операций (сделок), анализа информации, рассмотрения и учета назначения денежных средств

Банки обязаны принять необходимые меры для проверки наличия в отношении клиента сведений об их участии в террористической или экстремистской деятельности (Сводные санкционные перечни КР и Совбеза ООН). Коммерческие банки также используют санкционные списки Управления по контролю над иностранными активами США (OFAC) и ЕС.