Свой бизнес в кармане: Optima Business - создание цифровых возможностей для предпринимательства
- Адильхан, расскажите, почему все большее внимание уделяется цифровизации малого и среднего бизнеса?
- Думаю, это ожидаемая и логичная тенденция. МСБ занимает значительную долю на рынке (43% доли ВВП, более 400 000 субъектов МСБ), количество субъектов растет с каждым годом, однако сейчас он не обеспечен необходимой инфраструктурой и цифровыми финансовыми решениями на должном уровне, в отличие от розницы. Кроме того, большая часть субъектов находится в тени: по официальным данным, доля теневой экономики составляет 20%, а по оценкам зарубежных экспертов, она доходит до 70%. Это сдерживает развитие экономики, финансового сектора и увеличение налоговой базы. В этой связи государственные органы предпринимают меры по выведению бизнеса из тени: это упрощение налогового режима, стимулирование безналичного оборота, обязательная регистрация и применение электронной товарно-транспортной накладной. Полным ходом идут проекты ГНС КР: онлайн-ККМ и электронная счет-фактура.
Мы ожидаем, что эти меры позволят вывести из тени огромный пласт субъектов, которые потенциально являются клиентами финтеха, в том числе банков Кыргызстана. Поэтому уже сейчас банки, в том числе и ОАО «Оптима Банк», предлагают и разрабатывают цифровые продукты, которые направлены на обслуживание и развитие малого и среднего бизнеса.
- Что сегодня может предложить «Оптима Банк» для малого и среднего бизнеса?
- Мы еще это не анонсировали, но «Оптима Банк» запустил РКО-пакеты - это когда клиенту предлагается определенное количество переводов за определенную плату, аналогично услугам по подписке. Мы обнулили все комиссии сумм открытия и ведения счетов: клиент оплачивает только за транзакции. При этом, чем больший пакет он покупает, тем дешевле для него каждая транзакция.
Изучив базу данных наших клиентов, мы подготовили три пакета: «простой пакет» для индивидуальных предпринимателей, которые транзачат меньше всех, затем пакет «активный расчет» для бизнесменов, интенсивно осуществляющих расчеты, и пакет «высокий оборот» для крупных корпоративных клиентов. Это одни из самых доступных пакетов на рынке.
Далее для мерчантов, помимо расчетно-кассового обслуживания, мы предлагаем инструменты приема платежей: POS-терминалы и Tap to Phone. Чтобы продвигать свои товары и услуги, клиент также может воспользоваться нашим функционалом скидок в Оптима24.
За десятилетия деятельности в «Оптима Банке» сформировалась одна из лучших экспертиз в части кредитования МСБ, за счет чего мы предоставляем наиболее выгодные условия кредитования малого и среднего предпринимательства.
Недавно мы также запустили два цифровых канала удаленного обслуживания - Optima Business web-версия и мобильное приложение. Optima Business Web, в основном, востребован корпоративным, крупным и средним бизнесом. Мы постарались в этом канале учесть и закрыть потребности наших клиентов - это переводы и платежи, конвертация, история, выписки, экспорт, импорт, 1С и электронный документооборот.
Также «Оптима Банк» предлагает клиентам два вида подписей: удаленное подписание с помощью PayControl усиленной электронной цифровой подписью и физический носитель рутокен. Последний, несмотря на сложное использование и обслуживание, судя по нашим клиентам, еще пользуется спросом. Часть клиентов все еще не доверяет удаленному подписанию через мобильное приложение, им нужен физический рутокен - ткнул, подписал и спокоен. Для них мы и оставили это решение.
В ближайшее время мы сообщим новость о зарплатном проекте, который на 90% будет реализован на клиентской стороне, без участия операционистов.
- Недавно «Оптима Банк» запустил мобильное приложение Optima Business Mobile. В чем его преимущества?
- Это как свой бизнес в кармане. Мы постарались сделать приложение Optima Business таким же удобным, как для физических лиц. В целом, функционал у него такой же, как и у web-версии, за исключением зарплатного проекта и электронного документооборота. Оно сейчас доступно в App Store и в Play Market.
Первое, что хочу отметить, это быстрый вход в мобильное приложение с помощью биометрии (Touch ID, Face ID или PIN-код). Все операции доступны в несколько кликов.
Одна из фишек, которую мы сделали, - интегрировали усиленную электронную цифровую подпись в мобильное приложение Optima Business Mobile. Когда клиент регистрируется в приложении, ему автоматически выпускается электронная цифровая подпись, и все его платежи подтверждены ЭЦП, а не СМС. Это не только безопасно, но и удобно, ведь вы не зависите от работы сети сотовых операторов либо когда находитесь за границей.
В целом, на рынке Кыргызстана полноценных мобильных приложений для юридических лиц немного - в двух-трех банках республики, однако все активно двигаются в этом направлении.
- Каковы дальнейшие планы «Оптима Банка» для МСБ? К чему вы стремитесь?
- Для нас, в первую очередь, стоит задача: чтобы клиент, не приходя в офис, смог открыть расчетный счет в мобильном приложении. Наша задача - сделать так, чтобы весь этот процесс занял не более 5-10 минут. Затем уже вывести все остальные продукты и услуги банка в онлайн, в том числе и кредитование МСБ.
По сути, мы хотим создать платформу, на которой все потребности клиента в ведении и развитии бизнеса будут покрыты. Путь клиента в Optima Business примерно будет выглядеть так: удаленно открыл себе счет, выбрал РКО-пакет, выпустил себе виртуальную карту Visa Business, удаленно открыл себе депозит, если это мерчант, подключил себе эквайринг, либо выпустил QR с рассрочкой, воспользовался онлайн-бухгалтерией, затем оплатил налоги и штрафы. Побыв с нами какое-то время, получил кредит онлайн.
Все это возможно только за счет коллаборации государственных структур и частного сектора. Такие совместные старания приведут к выигрышной позиции для всех (win/win): государство сможет пополнить налоговую базу, банки и нефинансовые институты увеличат доходы, а клиенты за небольшую плату получат качественные продукты и услуги.
- Адильхан, спасибо Вам за беседу! Удачи «Оптима Банку» и процветания!
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.