Курс USD 89.43 / 89.87
Курс EUR 96.06 / 97.05
Курс RUB 0.956 / 0.984
Курс KZT 0.136 / 0.206
USD USD
89.43 / 89.87
EUR EUR
96.06 / 97.05
RUB RUB
0.956 / 0.984
KZT KZT
0.136 / 0.206

Каковы причины временных изменений правил получения денежных переводов?

Изменения в правила осуществления денежных переводов были приняты для стабилизации внутреннего валютного рынка и обеспечения экономической безопасности КР. Об этом подробнее.
Каковы причины временных изменений правил получения денежных переводов?

О временных изменениях по денежным переводам рассказала главный инспектор Отдела по защите прав потребителей Национального банка КР Таалайкан Садабаева.

Расскажите, пожалуйста, о причинах изменений правил получения денежных переводов?

- Основная причина временных изменений - введение ограничений на свободное передвижение иностранной валюты в странах - основных торговых партнерах Кыргызстана, что привело к увеличению объемов денежных переводов, поступающих в безналичных долларах США и, соответственно, выдаче перевода в наличных долларах. 

Другими словами, резко увеличились объемы безналичных денежных переводов в долларах, и клиенты просили выдать перевод в валюте перевода, то есть в наличных долларах США. Такая ситуация создала дополнительный спрос на наличные доллары на внутреннем валютном рынке нашей страны. 

Для обеспечения экономической безопасности Кыргызстана и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке Нацбанком 18 апреля 2022 года были приняты временные изменения в правила осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в КР. 

Указанные изменения носят временный характер и направлены на минимизацию неблагоприятных последствий по оттоку наличных долларов за пределы республики.

Постановление вступило в силу 19 апреля текущего года. Оно будет действовать до принятия соответствующего решения правления НБ КР.

- В какой валюте сейчас можно получить денежный перевод?

- Сейчас выдача денежного перевода на территории КР может быть осуществлена только в валюте страны-отправителя либо в национальной валюте - сомах.

Например, если денежный перевод отправляется из России, он должен быть выдан получателю только в российских рублях, если из Казахстана - только в казахских тенге, какой-либо другой страны - в нацвалюте по курсу коммерческого банка. Если валюта перевода не имеет широкого хождения на территории КР, банком может применяться учетный курс Нацбанка. При этом клиент должен быть заранее информирован о курсе обмена

Правила конвертации денежного перевода остаются без изменений. Коммерческий банк по согласию получателя может осуществить конвертацию денежного перевода исключительно в национальную валюту - сом.

- А если деньги были отправлены из Европы?

- Клиенты в Европе или любой другой стране могут выбрать валюту - евро или доллар. Обычно отправители выбирают евро. При отправке перевода из Европы в КР его можно получить в евро, но стоит помнить, что в связи с геополитической обстановкой на территории европейских и других стран возможно введение каких-либо требований и ограничений. 

При согласии получателя или отправителя, находящегося на территории КР, денежный перевод при получении или отправке может быть конвертирован безналичным способом.

- С какими еще проблемами по денежным переводам сталкиваются граждане?

- Важно учитывать, что со стороны некоторых операторов систем могут быть введены ограничения по валюте или сумме перевода, например. Если со стороны оператора системы были введены ограничения в валюте перевода, то перевод можно получить в сомах либо сконвертировать в другую валюту по курсу банка. 

Надо учесть, что иногда в филиале банка может быть недостаточно необходимой суммы в инвалюте. Также хочу обратить внимание, что все коммерческие банки работают с той или иной системой денежных переводов. В этой связи, если в одном банке вам отказали, то рекомендуется обратиться в другой банк. 

Если получатель хочет взять перевод в валюте отправителя, то есть в евро, долларах, казахских тенге и российских рублях, но банк, не объясняя причину, отказывается выдавать валюту, рекомендую записать наименование банка, ФИО оператора банка и причину отказа. Далее нужно написать заявление в Нацбанк для принятия соответствующих мер со стороны надзорного органа.

- Если в банке открыт долларовый счет, а банк не выдает доллары, что делать?

- Сохранность денежных средств на банковском счете и выдача их по первому требованию клиента гарантируется банком. Отказ банка в выдаче денежных средств со счета в инвалюте может быть связан с объективными причинами, скажем, недостаточностью или отсутствием у банка наличных денежных средств в инвалюте. 

Клиенту банка нужно уточнить причину отказа. В случае отсутствия той или иной валюты, банк может предложить выдачу денежных средств в нацвалюте по курсу комбанка.

- Установлены какие-либо ограничения по сумме получения денежных переводов в иностранной валюте?

- Финансовый регулятор не устанавливал ограничений коммерческим банкам на осуществление операций по сумме при выдаче денежного перевода в инвалюте.

- Если возникают проблемы по переводам и обмену валюты, к кому можно обратиться? 

- При возникновении таких вопросов нужно обратиться в ФКО и получить разъяснения. На действия или бездействие ФКО можно написать жалобу в Нацбанк. В этом случае желательно приложить ответ ФКО на претензию для полного изучения вопроса. Если выяснится, что были нарушены требования регулятора, то в отношении нарушителя могут быть применены меры воздействия.

- Какие права есть у клиентов при переводе денежных средств?

- Клиент вправе выбрать систему денежных переводов, об условиях и порядке осуществления которых в банке обязаны дать полную информацию. 

Общие условия предоставления финуслуг не являются предметом коммерческой или банковской тайны. Информация о комиссионных вознаграждениях и тарифах за предоставление финуслуг должна быть открытой и доступной для потребителей.

Клиент может попросить изменить или аннулировать перевод, если система позволяет это сделать в соответствии с установленными в ней правилами и условиями. Как правило, возврат и изменение данных по денежному переводу возможно при условии, если перевод еще не выплачен получателю.

Для получения консультации и разъяснений можно обратиться в Отдел по защите прав потребителей Нацбанка.

Адрес: г. Бишкек, пр. Чуй, 168.

Телефоны для справок: 

  • (0-555) 85-57-48;
  • (0-770) 73-73-49;
  • (0-312) 66-90-56; 
  • (0-312) 66-90-65.