Апгрейд, или Как «пересобрать» свой бизнес в условиях кризиса
Хаос - это естественное состояние, один из циклов развития, который проходит любая система. Его главное отличие от периода упорядоченности - отсутствие четких характеристик, неопределенность и высокая скорость изменений. В таких условиях компании и их управляющие вынуждены адаптироваться: ускоряться, упрощаться и учиться ловить рыбу в мутной воде.
В компании наступил кризис и вы не «соответствуете» рынку. Как это распознать?
- Если хаос и неопределенность ставят вас как предпринимателя в тупик.
- Вы видите, что у вас упали продажи и видны кассовые разрывы, а команда порой бессильна что-либо изменить.
- Вы видите, как постепенно ваш бизнес теряет управляемость, а команда начинает выходить из-под контроля.
- Вы понимаете своей предпринимательской «чуйкой», что команда может выдавать гораздо бОльшую эффективность.
- Вы понимаете, что хотя у вас ВСЕ делают ВСЁ, и есть ясные задатки механизации, при которой каждый занимается своим делом и хорошо закрывает свою «линию фронта», но все равно вас не устраивают скорость роста компании и уровень ее интеграции между разными подразделениями.
- Вы смотрите на уровень взаимодействия людей, и он вас не устраивает, ибо происходят «скандалы - интриги - расследования».
Что же происходит на самом деле?
Компании проходит этапы своей «жизни» - рождение, рост, зрелость, упадок. Даже если ваша компания сейчас на последнем этапе жизненного цикла, все равно есть выбор: стагнировать и умереть или измениться и пойти дальше! Выбор - это единственное, чем мы можем управлять в будущем. А будущее неопределенно. Будущее туманно. Но вам нужно ориентироваться в нем, а как ориентироваться в хаосе?
Что делать сейчас?
Понятно, что все эти вопросы не сваливаются на предпринимателя одним скопом, они приходят постепенно, по мере прочтения различных источников, книг про менеджмент, и рано или поздно вы говорите себе: «Пора действовать!»
Пора делать апгрейд компании, или, как сейчас модно говорить, «пересборку». Конечно, вы будете заниматься этим, если у вас есть мотив и потребность. Вы - взрослый человек и понимаете, что ленивых людей не существует, есть лишь отсутствие потребности, которая рождает мотив. Попробуйте, к примеру, полениться сходить в туалет… Сколько вы продержитесь, пока физиологическая потребность сама найдет выход и родит сильнейший мотив? Мы понимаем, что потребности у нас разные, и не только физиологические! Если нет мотива к изменениям, то вы можете дальше не читать эту статью, а спокойно жить дальше.
Но если вы хотите активно вырасти в условиях короновирусного кризиса, создать бизнес-систему, устойчивую к потрясениям, и развить ключевую компетенцию компании, от которой зависит ее успех в будущем, - вам пора меняться!
Выход есть всегда
- Собственно, выходов несколько.
- Начать апгрейд компании самому или с менеджерами (зависит от величины бизнеса), почитав книги и походив на различные тренинги.
- Обратиться в консалтинговую компанию, которая достаточно долго и дорого будет внедрять вам цикл стратегического планирования.
Провести «пересборку» бизнеса через сценарное планирование.
Как удержаться на плаву?
Мы помним трагическую историю «Титаника». Это самый яркий пример установки: «Слишком большой не может потерпеть неудачу». Размеры компаний создают иллюзию неприкасаемости и непотопляемости.
Вот несколько рекомендаций собственникам бизнеса, которые помогут преуспеть и выжить, пока другие тонут.
«Не отрицайте изменения - меняйтесь сами. Собственники, отрицающие изменения мира и не желающие ничего менять, рано или поздно погубят свой бизнес. В условиях неготовности меняться любые новшества на рынке грозят компании катастрофой.
Нельзя бояться, необходимо действовать. Хаос на рынке может пагубно сказаться на компании, но бояться в этих условиях означает лишь затягивать принятие жизненно необходимых решений. В условиях неопределенности топ-менеджменту компании особенно необходимы три качества: видение, системное мышление и интуиция. Составляя единый комплекс, они создают главный навык предпринимателя, позволяющий принимать решения в условиях противоречивых тенденций на рынке, - предвидение или бизнес-чутье», - советует предпринимателям эксперт по организационному развитию Дмитрий Чуприна.
Важно действовать быстро. В условиях неопределенности решения зачастую нужно принимать немедленно - промедление может привести к потере рынка.
«Правильно подбирайте и мотивируйте сотрудников. Важно подбирать кадры, исходя из условий, в которых собирается работать компания. В условиях упорядоченности на первом месте стоят профессиональные навыки и опыт сотрудников. В условиях хаоса на первом месте обучаемость, многозадачность, адаптивность, высокий уровень мышления и энергетики», - рассказала HR-консультант Алёна Черненко.
В условиях неопределенности лучше всего использовать высшие мотиваторы: предложить сотруднику выполнить задачу, которую не делал еще никто. Амбициозные сотрудники выполнят задачу не для вас и вашего бизнеса, а для удовлетворения собственной гордости.
Мотивация очень важна, но только на мотивации «далеко не уедешь». Вне зависимости от того, мотивированы ли сотрудники и стремятся ли они к успеху, если у них нет инструментов, которыми они должны пользоваться, то ваши усилия будут бесполезны.
«Прошлый успех нужно использовать осознанно и аккуратно. Частая практика подготовит вас, но может быстро перерасти в излишнюю самоуверенность или отказ от перемен. У больших и маленьких компаний есть одна любимая мантра: «Мы всегда делали ЭТО именно ТАК». Однако, как показывают множество исследований, прошлый опыт компании может быть опасным. Если запуск одного продукта прошел хорошо, это не означает, что тот же подход будет работать и впоследствии.
Так или иначе, сейчас самое время взглянуть в глаза реальности и начать что-то делать. Прокатиться на гребне волны или быть потопленным ей - только ваш выбор!
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.