Курс USD 88.63 / 89.49
Курс EUR 94.64 / 95.62
Курс RUB 0.940 / 0.970
Курс KZT 0.137 / 0.206
USD USD
88.63 / 89.49
EUR EUR
94.64 / 95.62
RUB RUB
0.940 / 0.970
KZT KZT
0.137 / 0.206

Что мешает криптоиндустрии развиваться в Кыргызстане

Banks.kg стало интересно, каков “статус кво” Кыргызстана в развитии криптовалют и что требуется еще сделать для успеха. Мы поговорили с экспертом Еленой Чигибаевой.
Что мешает криптоиндустрии развиваться в Кыргызстане

Ранее Banks.kg делал материал о состоянии криптоиндустрии в странах Центральной Азии, но более подробный разбор обстановки в Кыргызстане мы получили после беседы с соосновательницей сообщества девушек и женщин в крипте и первой децентрализованной автономной организации DAO @weincrypto, экспертом по дизайн-мышлению и стартапам Еленой Чигибаевой.

По ее словам, криптовалюта - это продукт целой новой индустрии Web3 технологий, основанных на блокчейн и децентрализованных сервисах, когда участники рынка могут не только пользоваться и владеть созданными и создаваемыми активами, но и токенизировать и дальше монетизировать их. Это позитивно отражается на развитии креативной, финансовой и технологичных индустрий.

- Елена, как вы думаете, почему сегодня криптовалюта набирает такие большие обороты и приобретает известность? 

- По данным сервиса TripleA, мировой индекс владения криптовалютой составляет 4,2% в среднем, с более 420 миллионами пользователей по всему миру.

Принятию криптовалюты способствуют разные факторы, такие как:

  • Устаревшая мировая финансовая система;
  • Развитие технологий, цифровизация, глобализация;
  • Повышение уровня образованности людей, в том числе и по финансовой грамотности;
  • Блокчейн и криптовалюта как технология становятся более дружественными для обычных пользователей;
  • Децентрализация как глобальный процесс;
  • Повышение регулирования индустрии;
  • Социально-экономическое развитие страны;
  • Геополитические проблемы.

Некоторые страны принимают законодательство, где криптовалюты становятся средствами платежей: Сальвадор, ОАЭ и другие. Например, ОАЭ объявили о намерении создать 40 тысяч рабочих мест в Метавселенной ОАЭ, дали 0% налог на прибыль для криптоиндустрии, и, тем самым, сейчас привлекают большинство крипто проектов, а, следовательно, и инвесторов в свою страну. Крупные компании, такие как Adidas, Nike, Samsung, лакшери бренды - Gucci, Balenciaga и другие - покупают землю в метавселенных и начинают продавать NFT  - невзаимозаменяемые токены - цифровые аналоги своих товаров в метавселенных и NFT-маркетплейсах. Некоторые университеты Японии и Южной Кореи начинают выдавать сертификаты и дипломы в виде NFT. Недавно были выданы первые такие дипломы и в Казахстане.

Для того, чтобы понимать, что представляет собой криптовалюта, нужно также образовывать себя о технологии блокчейн, о применении блокчейна, о развитии идеологии и технологий децентрализации, Метавселенных, NFT, Искусственного Интеллекта и т.д. 

Сейчас ситуацию с криптовалютой я бы сравнила с рынком ИТ в 2016 году, когда в Кыргызстане создали Закон о Парке Высоких Технологий и очень много ИТ специалистов начали выходить из тени - фриланса, одиночных и «тусовочных» форм - и стали развиваться в большие компании. 

Стоит отметить, что развитие Web3 в Кыргызстане поможет привлечь компании, которые ищут новые крипто-хабы на карте.

- Каков, по-вашему мнению, «статус кво» криптоиндустрии в Кыргызстане прямо сейчас?

- В нашей стране сейчас фокус делается в основном на финансовой индустрии и все очень узко смотрят на Web3. 

Это связано отчасти с тем, что мало компаний, стартапов занимаются разработкой смарт-контрактов и блокчейн-технологий, и, в целом, пока экосистема Web3 только еще начинает формироваться в Кыргызстане. 

Сегодня в нашей стране можно выделить только майнеров, криптообменники, криптобиржи, трейдинг школы и сообщества. Также появились компании, организующие мероприятия в этой тематике и есть очень малая часть блокчейн-разработчиков и компаний по разработке блокчейн технологий и решений. 

Также стоить отметить, что на развитие экосистемы влияет наличие регулятивных рамок и политик. Так в 2022 году в Кыргызстане был принят Закон «О виртуальных активах», ведется работа над запуском цифрового сома, при НБ КР создана регулятивная «песочница» для тестирования инновационных продуктов и услуг, включая связанных с криптовалютой как виртуальными активами.

Для полноценного развития индустрии в нашей стране отсутствуют или слабо представлены следующие участники экосистемы: 

  1. Образование. В университетах нет направлений подготовки блокчейн разработчиков и около-блокчейн направлений, а ведь в Web3 также нужны и продакт-менеджеры, и проектные менеджеры, и тестировщики, и SMM специалисты со знанием специфики этой сферы, а еще на стыке различных направлений профессионалы с областях - например, регенеративные (возобновляемые) финансы, NFT-маркетплейсы и метавселенные.
  2. Отсутствуют и исследовательские центры при учебных заведениях по направлению блокчейн разработки, что приводит пока к низкому количеству блокчейн разработчиков - пока у нас самоучки и люди, которые получили образование вне Кыргызстана.  
  3. Отсутствуют стартапы и развивающие их мероприятия - митапы, хакатоны по Web3, а это ведет к низкому количеству блокчейн проектов, стартапов и продуктовых компаний.
  4. Нет представителей сервисной индустрии с компетенцией в Web3 -  маркетинг, консалтинг по внедрению Web3 технологий. 
  5. А также у нас в стране еще мало креаторов, инфлюэнсеров, которые используют возможности Web3 технологий для токенизации, монетизации, продвижения и развития своих направлений. 
  6. Говоря о направлениях как GameFi, SocialFi, Defi, ReFi, NFT, Metaverse, Learn to Earn, - таких решений пока у нас просто еще нет. Это все также отражается на том, что у нас нет пока активных VC и инвестиционных компаний, бизнес ангелов в Web3 проектах и стартапах. 
  7. У нас также нет отдельной Ассоциации разработчиков блокчейн и услуг, так как не сформировалась еще критическая масса, а всех участников пока относят к департаменту блокчейн при КАРПОУ*. 
  8. Нет инфраструктуры и протокольных решений, что является основной Web3 экосистемы. 

*КАРПОУ – это объединение ИТ-компаний Кыргызской Республики, которое организует единое ИТ-сообщество в стране, защищает и продвигает интересы участников сектора.

Следует отметить, что в Кыргызстане уже есть сообщества таких же крипто и Web3 энтузиасток и энтузиастов, готовых объединяться, обучаться и дальше развиваться совместно. 

- Как законодательство регулирует рынок Кыргызстана? Есть ли какие-либо жесткие ограничения?

- По-моему, Закон «О виртуальных активах» определяет общие рамки, политику страны, обозначил основных участников крипторынка, а также базовые регулятивные нормы. При этом там указаны еще не все участники экосистемы. 

Так, определены регулятивные нормы для майнинга, эмиссии цифровых активов и предоставления услуг по обмену виртуальными активами. Также обозначены принципы продвижения виртуальных активов на территории Кыргызской Республики. В целом, пока этот закон не ограничивающий, а больше поддерживающий развитие блокчейн как технологии и экосистемы. 

При этом, в законе четко определено, что «Виртуальные активы не являются платежным средством, валютой и (или) ценной бумагой на территории Кыргызской Республики».

- Какие ограничения приносят большой дискомфорт и мешают развитию криптовалюты в Кыргызстане?

- Во-первых, обязательные требования по приобретению специальной лицензии на ряд видов деятельности: майнинг, криптобиржи, но я думаю, что это не ограничивающие меры, а больше регулирующие и страховые, ведь индустрия новая, а риски высокие. 

Да и сейчас существует много мошеннических и пирамидных проектов, которые работают без регулирования. Вот на такие проекты нужно обращать внимание, так как именно от них страдают большинство граждан.

Да и сами держатели криптовалюты в Кыргызстане не защищены. Очень важно в развитии крипто индустрии и блокчейн обеспечить безопасность инвесторов и держателей криптовалют. 

Во-вторых, я разговаривала с некоторыми IT-компаниями и их сотрудниками, и многие из них хотели бы получать оплату за свои услуги в криптовалюте, но пока что это невозможно. В будущем, было бы хорошо пролоббировать приравнивание приема платежей в криптовалюте к безналичным платежам. Это помогло бы многим компаниям и наемным сотрудникам, ведь сегодня криптовалютные переводы самые быстрые и самые дешевые в мире.

- Каким образом государство может создать благоприятные условия для такой инвестиционной деятельности?

- Ко мне стали обращаться компании из Грузии, России, ОАЭ с интересом по открытию компаний в Кыргызстане для осуществления деятельности, связанной с виртуальными активами и блокчейн решениями. 

В целом существующий закон, регулятивная «песочница», наличие специальных налоговых режимов ПВТ и ПКИ могут способствовать привлечению таких компаний по открытию своих представительств и офисов в стране, а также способствовать созданию Web3 хаба и взращивания своих собственных специалистов и стартапов, что является более длительным путем. Очень большой вопрос стоит в безопасности и защите интересов инвесторов. 

Хочется отметить проделанную работу нашими соседями из Казахстана на уровне государства, которые смогли в коллаборации с крупными игроками открыть образовательные центры и запустить программы обучения практически во всех вузах страны, а также выдать лицензии международным крипто игрокам на осуществление деятельности на территории страны.

МФЦА, блокчейн центр и другие государственные организации активно развивают и поддерживают индустрию через организацию децентратонов (хакатонов Web3), привлекают инвесторов и создают благоприятную среду для развития сообществ.

Хочется верить, что наши власти смогут взять Web3 как перспективное направление в стратегии развития страны, а не только как финансовый сектор.

- Расскажите, пожалуйста, про организацию WeinCrypto DAO.

- В  WeinCrypto DAO мы обучили более 100 человек, и некоторые из них начали уже работать в Web3 сфере. С 15 сентября у нас стартует следующий поток обучения.

Несмотря на, казалось бы, медленно формирующуюся экосистему, мы уже начали интегрироваться в существующие экосистемы и развивать нетворкинг сообщества. 

В Web3 большое значение имеет не только продукт, услуга, пользователи, но и в целом сообщество, экосистема, когда воспринимаешь других участников не как конкурентов, а как партнеров, коллабораторов, контрибьютеров.

По пути интеграции в уже существующие экосистемы и развития пошли Турция, ОАЭ, Сингапур, Германия, создавая привлекательные условия для участников блокчейн экосистем. Так и мы можем пойти по этому пути.

Наша команда WeinCrypto DAO сейчас работает над созданием сообщества Web3 Kyrgyzstan совместно с рядом партнеров: КАРПОУ, ПВТ, OLOLO и других.

Мы уже помогли ряду компаний выйти на рынок Кыргызстана, внедряем NFT - решения, обучаем и запускаем комплексные проекты по Метавселенным, внедрению блокчейн-технологий.

Первопроходцами быть тяжело и ответственно. Но мы верим в силу синергии и объединения людей вокруг перспективных направлений - так было с IT-сектором, с креативной экономикой, так и будет с Web3, так как работа ведется на стыке этих двух важных секторов.

- В каком направлении криптоиндустрии в Кыргызстане стоит развиваться в ближайшем будущем?

- Чтобы у криптовалют было будущее в Кыргызстане, а точнее, чтобы Кыргызстан начал развиваться и за счет блокчейн технологий, уже сейчас стоит обратить внимание всем игрокам экосистемы как мы можем совместными усилиями развивать Web3 технологии и решения в Кыргызстане.

Беседу вела Мырзайым Сагынбек кызы.