Как справляться со стрессом на работе?
У каждого человека разный уровень жизнестойкости, разные психофизиологические особенности, что один воспримет и переживет ситуацию легко, а другому нужна будет поддержка. В состоянии стресса люди способны мобилизовать свою энергию для решения многих проблем в кратчайшие сроки. Однако в состоянии мобилизации человек может находиться лишь короткое время.
Стресс - это состояние напряжения, которое включает в себя разнообразие специфических физиологических и психологических проявлений. Однако не стоит «затягивать» это состояние, которое со временем приведет к неприятным последствиям:
- исчезает интерес к работе;
- наступает утомляемость, на выполнение стандартных операций уходит гораздо больше времени;
- снижается производительности труда;
- ухудшается качество работы;
- повышается риск принятия неправильных решений.
«Часто стрессовое состояние формируется в ситуации неопределенности. Возьмем насущный пример: в результате пандемии и карантинных мероприятий все мы оказались в такой ситуации. Как жить и работать? Как планировать дальнейшую деятельность? Только мы начинаем концентрироваться на одних задачах, как жизнь меняет правила игры, и нам приходится перестраивать планы и корректировать задачи. Чем более неоднозначна ситуация, тем менее она воспринимается как подконтрольная человеку. Как следствие, растет тревожность и ощущается беспомощность», - сказала HR-консультант Алена Черненко.
Как человек справится со стрессом, зависит от многих факторов.
Во-первых, это зависит от личностных характеристик человека (мотивационно-ценностных установок, уровня самооценки, тревожности) и его внутренних ресурсов.
Во-вторых, от того, какие копинг-стратегии он использует для преодоления стресса. Копинг-стратегии - это те способы и средства, с помощью которых человек справляется со стрессовой ситуацией.
Наиболее эффективными и помогающими приспособиться к новым реалиям копинг-стратегиями являются те, которые сосредоточены на разрешении проблемной ситуации:
- активные действия по устранению источника стресса, если это возможно;
- планирование своих действий в отношении сложившейся ситуации;
- поиск совета, помощи у своего окружения;
- оценка положительных сторон ситуации и отношение к ней как очередному эпизоду жизненного опыта;
- принятие ситуации.
Менее эффективными являются такие стратегии, как:
- фокусировка на эмоциях, эмоциональное реагирование на ситуацию;
- отрицание стрессового события как такового;
- отвлечение от источника стресса, полное погружение в развлечения, сон, мечты;
- поведенческое отстранение - нежелание разрешать ситуацию и предпринимать какие-либо действия.
В-третьих, то, как человек справляется с проблемной, стрессовой ситуацией, зависит от того, какими дополнительными ресурсами и поддержкой обладает человек.
Личный пример руководителя, его уверенное поведение и четкий план действий способны зарядить команду и снизить уровень тревожности. Как это можно сделать:
руководитель может предложить пересмотреть ситуацию, чтобы сотрудники восприняли это не как ситуацию неопределенности и кризиса, а как вполне решаемую задачу; показать, что это новый виток развития компании, который открывает новые возможности для компании и ее сотрудников;
руководитель должен предоставить необходимые ресурсы для выполнения деятельности в новых условиях, например, предоставить необходимый ресурс для работы на «удаленке»;
сконцентрировать внимание сотрудников на общей цели и налаживать коммуникации в команде, предоставлять обратную связь коллегам и высказывать похвалу;
рационально распределять нагрузки между сотрудниками и по возможности индивидуально подходить к режиму работы каждого.
«В кризисные времена очень важна командная работа, направленная на достижение общей цели и взаимопомощь. Очень важно следить за «состоянием» своих сотрудников, потому что, находясь в стрессовой ситуации и выполняя при этом большой объем работы, человек может просто не справиться и выгореть», - подытожила HR-консультант Алена Черненко.
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.