В 2025 году в России отмечается ускоренное сокращение среднего веса упаковки продуктов, при этом за второй квартал, по данным исследовательской компании «NTech», снижение составило 3% по сравнению с 2024 годом.
Что такое стелсфляция?
Шринкфляция и скимпфляция формируют феномен «стелсфляции». Это явления, когда производители уменьшают размер или качество товаров (шринкфляция) и заменяют дорогие ингредиенты на более дешевые (скимпфляция), сохраняя при этом прежнюю цену продукта. Потребители могут столкнуться с уменьшением объема упаковок, снижением качества продукции или исчезновением определенных товаров с полок.
Шринкфляция
Термин «шринкфляция» возник в английском языке от слияния двух слов: «инфляция» и «сжиматься» (to shrink).
Уменьшение размера товара при сохранении прежней цены (например, пачка печенья стала меньше, а цена осталась той же). Если вы в магазине купили баночку соленых огурцов, а дома обнаружили, что это не привычная литровая банка, а несколько меньше по той же цене, то это наглядный пример шринкфляции, или в упаковке 9 яиц вместо 10, а ваша любимая шоколадка стала весить 80 граммов вместо 100.
Чаще всего шринкфляция распространяется на продукты питания - крупы, консервацию, растительное масло, чай, молочную продукцию, гастрономию, однако она замечена и в непродовольственных товарах: туалетной бумаге, мыломоющей и косметической продукции.
Когда себестоимость товара растет, бизнес стоит перед непростым выбором:
- поднять цену на продукт;
- сохранить цену, но снизить качество продукта;
- оставить старую цену и недополучить прибыль;
- сохранить цену, но уменьшить вес или объем товара.
Понятно, что бизнес зачастую выбирает последний вариант. Такая стратегия из-за всплеска инфляции широко распространена среди производителей в последние годы во многих странах мира.
Скимпфляция
Термин «скимпфляция» (от английского слова «skimp» - экономить, скупиться) - это скрытое снижение качества товаров или услуг при сохранении прежней цены.
Скимпфляция - это снижение качества товара путем замены дорогих ингредиентов на более дешевые аналоги: (сливочное масло меняют на пальмовое) или используют менее качественное сырье в продуктах питания.
Это одна из форм так называемой стелсфляции, или скрытой инфляции, которую используют производители, чтобы компенсировать рост своих издержек, не повышая при этом ценник.
Как распознать стелсфляцию?
Обращайте внимание на количество продукта в упаковке. Сравнивайте списки ингредиентов в продуктах одного бренда за разные периоды. И следите за качеством: оценивайте вкус товара, текстуру и внешний вид товаров.
Каковы причины стелсфляции в России?
Рост цен на сырье и комплектующие: производители вынуждены сокращать расходы, чтобы удержать цены на своей продукции. Санкционное давление, снижение доступности импортных компонентов и рост стоимости логистики также влияют на себестоимость продукции.
Нежелание повышать цены. Многие компании стараются не терять покупателей, повышая цены на свои товары, и поэтому выбирают менее заметные способы оптимизации затрат.
Почему это важно для потребителей?
Речь идет о снижении покупательной способности. Вы платите ту же цену, но получаете меньше товара или более низкого качества. Знания о стелсфляции помогает принимать более осознанные решения о покупках и находить более выгодные предложения.
Ходите в магазин с калькулятором!
Вот несколько полезных советов:
- Будьте внимательны при покупке товаров, подверженных стелсфляции.
- Обращайте внимание на новый дизайн упаковки.
- Хорошо изучите данные на этикетках продуктов и сравните их с подобными товарами других производителей.
- Имейте при себе калькулятор. Проверяйте цену за единицу измерения и ориентируйтесь на показатели цен за литр, килограмм и в штуках.
- Покупайте большими упаковками или оптом, так дешевле.
- Следите за акциями и скидками.
Не забывайте о правах потребителя! При необходимости обращайтесь к производителям, маркетам или в госудаоственные органы.
В начале сентября 2025 года в Германии подали в суд на Milka по причине уменьшения размера плитки шоколада. Центр защиты прав потребителей Гамбурга подал иск на компанию Mondelez, производителя шоколада Milka, за использование «хитрой упаковки», которая осталась прежней, в то время как вес продукта был уменьшен с 100 до 90 граммов.
В Кыргызстане то и дело можно купить конфеты с очень тонким слоем шоколада, а ранее было иначе. Есть и другие примеры. У нас тоже началось.

Комментарии
Пока нет комментариев
Будьте первым, кто оставит комментарий!
Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.