Вы - банкир или бизнесмен? Зачем нужен HR-отдел вашей компании?
Кадровик или HR?
Инспектор по кадрам, менеджер по персоналу, кадровик, HR - очень часто эти слова используются как синонимы, обозначающие одну профессию. Так есть ли разница между этими профессиями? Почему они не могут называться одинаково?
Профессия инспектора по кадрам предполагает работу с документами и общение со штатом компании. Инспектор принимает сотрудников на работу, оформляет документы, выдает справки, консультирует по возникающим вопросам. Подобная работа требует усидчивости и внимательности, знания делопроизводства и трудового законодательства.
Обязанности HR - специалиста по работе с персоналом - выглядят иначе, чем у кадровика. В термине «HR-специалист» кроется англоязычное сокращение Human Resources, что в переводе на русский язык означает «человеческие ресурсы». Проще говоря, HR в первую очередь работает именно с людьми, а не с документами!
Так в чем же разница?
Принципиальная разница между менеджером по управлению персоналом и классическим кадровиком в том, что кадровик выполняет прямые распоряжения руководства и функционирует только в рамках трудового законодательства.
HR же принимает непосредственное участие в принятии решений и их реализации. При этом он участвует в создании стратегии развития компании и может напрямую влиять на нее.
Фактически HR-менеджер должен найти возможности, чтобы каждый сотрудник работал, максимально эффективно, решая порученные ему задачи. Самое главное - это результаты, а для них нужна серьезная мотивация. Как ее добиться - премиями, грамотными должностными инструкциями, штрафами за оплошности, помещением фотографий на доску «Лучший работник месяца» - решает менеджер по персоналу, исходя из своих представлений об эффективности этих методов и обстановки в компании.
Например, устраивается конкурс, какое подразделение (магазин или филиал) реализует больше продукции. Призами могут быть бонусы, опционы, проценты, премии, страховые полисы, льготный проезд, путевки и даже собственная продукция.
Сотрудникам отделов по персоналу обычно поручается следить за ростом профессионального уровня штатных работников фирмы, проводить различные тренинги и учебные программы.
Для определения квалификации используются аттестации, проводимые в форме письменного теста или собеседования. Как правило, в штате крупных компаний есть позиция ассистента по тренингам. Он либо сам проводит тренинги, либо отправляет сотрудников на занятия в специализированные компании или в собственный тренинг-центр фирмы.
В продвинутых компаниях для каждого сотрудника разрабатывается индивидуальная концепция карьерного роста, которая предписывает определенные учебные программы.
Корпоративная культура
Известно, что сотрудник обязан проводить линию компании и соответствовать предъявляемым к нему требованиям. В некоторых коммерческих банках Кыргызстана, например, принято приходить к девяти утра, носить деловой костюм, галстук и белую сорочку. HR-менеджер должен найти способы добиться того, чтобы каждый сотрудник соблюдал это. Вот почему обязанностью специалистов по персоналу является разработка и поддержание корпоративной культуры компании.
Вместе с руководством HR-менеджер должен сформулировать цели и миссию организации, довести их до сотрудников, способствовать укреплению внутренней культуры и духа компании (например, вечеринки по случаю дня рождения компании, совместные выезды на природу).
Иногда частью корпоративной культуры становится стратегия работы с персоналом, которая включает в себя перспективный план отбора сотрудников с определенными качествами и квалификацией, и намечает источники, откуда можно взять соответствующих людей. В разработке стратегии опять-таки участвует HR-менеджер или начальник HR-отдела. К примеру, в известной компании Procter&Gamble принято набирать сотрудников только на низовые позиции и двигать их снизу-вверх по карьерной лестнице.
Говоря о функциях менеджера по персоналу, сложно не упомянуть о подборе кандидатов на вакантные места. Когда компания переживает период роста, ей требуется все больше специалистов различного профиля, которых трудно разыскивать по знакомым. Тогда переходят на поиск с помощью объявлений в прессе или специальных рекрутинговых агентств. На менеджера по персоналу в этом случае ложится задача согласования с руководством базовых требований к кандидатам, проведения предварительного отбора (по резюме, с помощью собеседований или стандартных психологических тестов).
HR не только выполняет объединяющую функцию в компании, следит за атмосферой в коллективе и заботится о сотрудниках, он еще консультирует о бизнес-реалиях и трендах рынка труда, помогает держать «руку на пульсе» постоянных изменений.
Никакие крупные проекты не могут быть реализованы в одиночку, для этого нужна команда, и именно HR-департамент ее формирует.
По общему признанию рекрутеров и работников сферы Human Resources, HR-менеджер - очень перспективная профессия. Уже сейчас специалисты этого профиля зарабатывают от 30 тысяч сомов по статистике Job.kg.
Каждый, кто хочет разбираться в своей профессии досконально, должен постоянно повышать свой профессионализм. Безусловно, и практикующие HR-специалисты, и новички должны изучать актуальные обучающие материалы, посещать тренинги личностного роста, семинары, форумы, HR-мероприятия, смотреть вебинары, где можно поделиться опытом и знаниями с коллегами.
Успехов вам, дорогие читатели, развивайте свои компании в правильном и эффективном направлении!
С уважением, HR-менеджер Алена Черненко
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.