Курс USD 86.42 / 86.85
Курс EUR 90.74 / 91.72
Курс RUB 0.853 / 0.884
Курс KZT 0.121 / 0.191
USD USD
86.42 / 86.85
EUR EUR
90.74 / 91.72
RUB RUB
0.853 / 0.884
KZT KZT
0.121 / 0.191

Гулим Сансызбаева: «Предварительная оценка социально-экономического эффекта реализации программы «Социальный контракт»

В завершение цикла интервью, посвященного реализации национальной программы «Социальный контракт», к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии» НИУ «КЭУ им. М. Рыскулбекова» Гулим Абдрашовна Сансызбаева поделилась своей оценкой социально-экономического эффекта реализации программы.
Гулим Сансызбаева: «Предварительная оценка социально-экономического эффекта реализации программы «Социальный контракт»

- Гулим Абдрашовна, в предыдущих интервью мы подробно рассмотрели содержание, цели и алгоритмы реализации программы «Социальный контракт», а также выделили особую роль государства и достаточность ресурсов. Думаю, нашим читателям будет интересно узнать об ожидаемом эффекте программы. 

- Для начала отмечу, что ход реализации программы «Социальный контракт» дает все основания оценивать ее как вполне успешной. Напомню, что более двух третей кейсов программы отвечают критериям эффективности, разработанным Министерством труда социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики. А именно, получение семьями - участниками программы - ежемесячных доходов свыше 4 тысяч сомов в запущенных ими доходоприносящих проектах. Особо отмечу, что на текущий момент зафиксировано 80 приостановленных проектов от их общего количества, оцениваемого примерно в 40 000. 

Из этого следует, что государство на примере программы «Социальный контракт» наработало эффективную практику использования социального микрофинансирования, направленного на решение проблемы бедности целевой группы населения КР на основе инновационного подхода - перехода от выплат пособий (условного иждивенчества) к стимулированию предпринимательской активности (социальной мобилизации). 

- Каковы предварительные оценки? 

- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к соответствующему разделу «Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года», где особое внимание уделено проблеме преодоления бедности в качестве приоритетной цели. 

Речь идет о необходимости снижения уровня бедности населения до конца 2026 года до 20%. По данным Нацстаткома на 1 января 2022 года, уровень бедности населения страны составил 33,2% при численности постоянного населения Кыргызстана 6 миллионов 912,9 тысячи человек. Таким образом, плановое количество людей, выведенных из состава бедных, должно составить порядка 912,5 тысячи человек (без учета прироста населения к 2026 году).

Согласно Положению о предоставлении социальной помощи на основе социального контракта, утвержденного постановлением кабмином КР 15 июля 2022 года, участником программы «Социальный контракт» может стать малоимущая или малообеспеченная семья - получатель пособия «Уй-бүлөгө көмөк». Другими словами, сама семья по своему желанию может поменять форму получения социальной помощи от государства, сменив статус получателя пособия «уй-булого комок» на более активное участие в рамках программы социального контракта.

Получателями ежемесячного социального пособия «Уй-бүлөгө көмөк» являются дети до 16 лет из нуждающихся семей. Цель - поддержка таких семей с детьми для обеспечения их финансовой стабильности и улучшение условий жизни. Размер ежемесячного пособия устанавливается в зависимости от уровня нуждаемости семьи и может варьироваться в пределах, определенных законодательством. На начало 2023 года количество семей - получателей ежемесячного социального пособия «Уй-бүлөгө көмөк» составило 83,3 тысячи.

Согласно базовому сценарию развития событий, ежегодное количество семей участников программы «Социальный контракт» в период 2024-2026 составит порядка 20 тысяч. В этом случае на начало 2027 года количество семей - получателей социального пособия останется порядка 20 тысяч. При продолжении программы «Социальный контракт» в 2027 году в той же динамике к концу года семей, которые получают пособие «Уй-бүлөгө көмөк», не останется.

Согласно позитивному сценарию развития событий, ежегодное количество семей - участников программы «Социальный контракт» в период 2024-2026 составит порядка 30 тысяч (50% рост по сравнению с базовым сценарием). В этом случае на конец 2026 года семей - получателей социального пособия «Уй-бүлөгө көмөк» также не останется.

Представляется, что в рассматриваемом случае нет смысла принимать в расчет негативный сценарий, поскольку динамика роста показателей госбюджета и успешное развитие экономики в стране очевидны.

Среднее количество членов семей, участвующих в программе «Социальный контракт» составляет порядка 5,4 человека. По позитивному сценарию реализации программы с 2022 по 2026 год количество семей-участников составит 110,9 тысячи или другими словами порядка 598,9 тысячи человек. Иными словами количество человек, преодолевших трудную жизненную ситуацию, составит порядка 65,6% от запланированных 912,5 тысячи человек согласно «Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года».

Другим, не менее важным эффектом реализации программы «Социальный контракт» является сокращение расходов госбюджета страны в части выплат получателям социального пособия «Уй-бүлөгө көмөк». Согласно «Положению о предоставлении социальной помощи малоимущим и малообеспеченным семьям на основе социального контракта» члены семей, участвующих в программе «Социальный контракт», ранее получавшие социальное пособие «Уй-бүлөгө көмөк» после трех месяцев с момента заключения соцконтракта снимаются с выплат.

По предварительным расчетам, экономия средств бюджета только по выплатам пособия «Уй-бүлөгө көмөк» (без учета сокращений социальных выплат по безработице) по базовому сценарию составит порядка 2,9 миллиарда сомов, по позитивному - 3,9 миллиарда сомов (из расчета 1 200 сомов в месяц на ребенка от 3 до 16 лет).

- Очень интересно. А как же быть с оставшейся частью населения, относящейся к бедным? 

- Закономерный вопрос. Мы в наших интервью рассматривали только один из механизмов решения проблем бедности в Кыргызстане, а именно - национальную программу «Социальный контракт», реализуемую МТСОМ КР. Надо сказать, что министерство как профильный орган реализует и другие целевые программы, направленные на преодоление бедности и социальной поддержки целевых групп, не охваченных национальной программы «Социальный контракт». Например, программы по социальной защите лиц с ограниченными возможностями здоровья и пожилых граждан, предоставлению денежных компенсаций отдельным категориям граждан и социальных гарантий, содействию занятости населения и социальной поддержке безработных, а также соцзащите жертв от семейного и гендерного насилия. Эти программы также финансируются государством и отражены в бюджете министерства. 

К слову, в бюджете МТСОМ КР расходы на социальную поддержку семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составило в 2023 году порядка 70%, что примерно соответствует структуре ожидаемого социально-экономического эффекта по программе «Социальный контракт».

- Гулим Абдрашовна, спасибо Вам за беседу!

Напомним, ранее порталу Banks.kg к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии» НИУ «КЭУ им. М. Рыскулбекова» Гулим Сансызбаева рассказала о целях, реализуемых государством в рамках программы «Социальный контракт», а также о совершенствовании национальной программы с учетом новых реалий и возможностей государства. 

От редакции портала Banks.kg

13 сентября 2024 года глава кабмина КР Акылбек Жапаров вручил отличившимся кыргызстанцам почетные грамоты кабинета министров Кыргызской Республики за значительный вклад в развитие экономики, интеллектуального потенциала и успехи в профессиональной деятельности. Награду получила заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии», к . э. н., доцент, друг портала Banks.kg Гулим Сансызбаева (на главном фото). Мы сердечно поздравляем ее с заслуженной наградой! Желаем здоровья и благополучия! 

213
2024-10-14T17:04:42+06:00

Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.