Курс USD 87.24 / 87.72
Курс EUR 101.23 / 102.23
Курс RUB 1.085 / 1.116
Курс KZT 0.140 / 0.174
USD USD
87.24 / 87.72
EUR EUR
101.23 / 102.23
RUB RUB
1.085 / 1.116
KZT KZT
0.140 / 0.174

Нарушение банковской тайны и презумпции добросовестности: Эксперт раскритиковал новые поправки в Налоговый кодекс КР

На общественное обсуждение вынесен законопроект КР, вносящий изменения в ряд законодательных актов в сфере налогообложения. Проект закона призван усовершенствовать налоговое законодательство, создать условия для добросовестной конкуренции и снижения теневой экономики. Возражениями на планируемые изменения в Налоговом кодексе КР поделился эксперт Акылбек Джусупов.
Нарушение банковской тайны и презумпции добросовестности: Эксперт раскритиковал новые поправки в Налоговый кодекс КР

Магистр международного и европейского бизнес-права, юрист Акылбек Джусупов считает, что предлагаемые изменения в Налоговый кодекс КР противоречат очень многим правам, благам и охраняемым тайнам, предусмотренным Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом КР, законом «Об информации персонального характера» и законом «О банках и банковской деятельности». Для начала эксперт предложил рассмотреть противоречия законопроекта с Налоговым кодексом КР.

Внесение изменений в НК КР - не более одного раза в год!

Действующая редакция Налогового кодекса Кыргызской Республики (НК КР) устанавливает ограничение на внесение изменений в НК КР. В частности, согласно ч.2 ст. 15 (Действие налогового законодательства Кыргызской Республики в пространстве, во времени и по кругу лиц): «Внесение изменений в настоящий Кодекс производится не более одного раза в год, они вступают в силу с первого января следующего календарного года, за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой силы, устранения противоречий или отсутствия норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений». Учитывая, что 12 февраля 2025 года №37 и 10 июля 2025 года №137 были внесены изменения, то, как минимум, до июля 2026 года не стоит рассматривать возможные изменения НК КР. Конечно, если только не наступят вышеуказанные случаи, однако данные случаи не применимы в текущей ситуации по следующим основаниям: 

Непреодолимая сила:

В соответствии со ст. 34 самого НК КР, непреодолимой силой является возникновение чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств в результате стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнения, или иных обстоятельств, которые невозможно предусмотреть или предотвратить, либо возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить. Как нам известно ни один подобный случай не был зафиксирован в настоящее время;

Устранение противоречий или отсутствие норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений: 

Данный случай также не является актуальным для нашей ситуации, так как на сегодняшний день противоречия отсутствуют, а норма, регулирующая порядок предоставления информации по физическим лицам, уже присутствует. В действующей редакции уже имеется пункт о предоставлении информации на основании вступившего в законную силу судебного акта (см. пп. в) п. 1 ч. 1 ст. 146 НК КР).

Таким образом, внесение изменений в Налоговый кодекс КР более одного раза в год само по себе рассматривается как нарушение Кодекса. Более того, акты налогового законодательства Кыргызской Республики и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики не должны противоречить настоящему Кодексу (ч. 1 ст. 17 НК КР).

А как же банковская тайна?

Предлагаемые изменения по предоставлению банковской тайны по любому обычному запросу налоговых органов является нарушением основополагающих принципов, на которых строится налоговое законодательство. В частности, содержащиеся в ч. 2 ст. 5 НК КР: 

  • презумпции добросовестности налогоплательщика;
  • презумпции правомерности.

Принцип презумпции добросовестности (статья 11)

Налогоплательщик и налоговый представитель признаются действующими добросовестно, пока этот факт не будет опровергнут на основании документально подтвержденных сведений в соответствии с требованиями, установленными налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Принцип презумпции правомерности (статья 12)

При возникновении налоговых правоотношений налогоплательщик или налоговый представитель признаются действующими или бездействующими правомерно во всех случаях, кроме случаев, когда такое действие или бездействие запрещено налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Другими словами, государство в лице налогового органа в нарушение указанных принципов заранее рассматривает физических лиц как нарушающих налоговое законодательство и хочет заставить банки предоставлять всю информацию по всем банковским операциям клиента (обо всех операциях по счету, денежных переводов, включая через международные системы). Действующая норма обязывает налоговые органы обратиться в суд и только после этого получить доступ к таким операциям. Предполагается, что налоговые органы должны собрать материалы чтобы убедить суд о необходимости получения доступа к банковской тайне. Именно суд должен выступить государственным институтом, который будет контролировать налоговый орган в сохранении принципов презумпции добросовестности и правоверности налогоплательщиков. 

Таким образом, предлагаемые изменения, нарушающие эти принципы, должны быть отозваны, так как нормы налогового законодательства не могут противоречить принципам, установленным настоящим Кодексом (ч. 3 ст. 5 НК КР).

Зачем предлагать заведомо противоречащие изменения?  

Помимо соблюдения принципов налоговых норм законодатель четко предписывает: «В случае наличия противоречий между нормами настоящего Кодекса или отсутствия норм, необходимых для регулирования налоговых правоотношений, органы налоговой службы и таможенные органы, судебные и/или внесудебные органы по рассмотрению налоговых споров принимают решение в пользу налогоплательщика». В целях настоящей части под противоречиями между нормами настоящего Кодекса понимается наличие двух или нескольких норм, установленных настоящим Кодексом, противоречащих друг другу по смыслу и содержанию» (ч. 3 ст. 17 НК КР). Предлагаемые изменения о предоставлении информации по операциям по счету создают еще одну норму к действующей норме об информации по счетам.

Получается, две нормы регулируют схожие отношения «об операциях проводимых на счетах физических лиц» (пп. «в» и новый пп. «ж»), соответственно при рассмотрении споров сами же налоговые органы, как и суды должны будут принять решение в пользу налогоплательщика.

НПА содержит риск признания не соответствующим НК КР

Нормативный правовой акт признается не соответствующим настоящему Кодексу если акт вводит, изменяет или отменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей, основания, условия, последовательность или порядок действий участника налоговых правоотношений (п. 3 ч. 4 ст. 17 НК КР). Принимая во внимание, что банки являются участниками налоговых правоотношений (ст. 19 НК КР), то предлагаемый НПА, направленный на изменение последовательности или порядка действий по взаимодействию с налоговыми органами, содержит риск признания не соответствующим НК КР.

За рамками полномочий!

Предлагаемые изменения о предоставлении информации по всем налогоплательщикам выходят за рамки полномочий, предоставляемых налоговому органу. Органы налоговой службы и их должностные лица имеют право по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать в порядке, установленном настоящим Кодексом, от банков сведения о наличии и номерах банковских счетов налогоплательщика, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательством Кыргызской Республики требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую тайну (п. 7 ч. 1 ст. 59 НК КР). Другими словами, законодатель четко определил, что информация может быть предоставлена не по всем, а только лишь по проверяемым налогоплательщикам!

Соответственно действующая норма о предоставлении информации по операциям только на основании судебного акта позволяет контролировать органы налоговой службы работать с информацией только по проверяемым налогоплательщикам, но не по всем подряд, как это предлагается в изменениях. Тем более, в соответствии с принципом презумпции правомерности (ч. 2 ст. 12 НК КР), органы налоговой службы признаются действующими правомерно при возникновении налоговых правоотношений, если их действия предусмотрены налоговым законодательством КР. 

Поэтому нельзя допускать изменения, которые дают полномочия органам налоговой службы больше, нежели это предусмотрено самим Налоговым кодексом КР.

Данные по физическим лицам?

«Информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется банком уполномоченному налоговому органу для целей налогообложения в соответствии с налоговым законодательством КР», - говорится в ст. 67 закона «О банках и банковской деятельности».

При этом НК КР устанавливает «принцип определенности налогообложения», что означает возможность установления в налоговом законодательстве КР всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства (ст. 13). Однако предлагаемые изменения позволят налоговым органам получать информацию даже по физическим лицам, которые не имеют налогового обязательства. При этом, автоматическая передача всех банковских операций по физическим лицам несет риски распространения чувствительной информации физических лиц, среди которых граждане КР, за счет которых содержатся налоговые органы. Таким образом, такие изменения выступают как против норм банковского, так и самого налогового законодательства. 

В связи со сжатым сроком общественного обсуждения этого законопроекта, следующий материал магистр международного и европейского бизнес-права Акылбек Джусупов посвятит обзору других НПА.

 P.S. На момент публикации этого материала было обнаружено отличие во внесенных изменениях на государственном и официальном языках. Указанные экспертом изменения были взяты из проекта НПА на государственном языке, поэтому просьба принимать во внимание соответствующий файл.

Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.