Курс USD 87.30 / 87.80
Курс EUR 90.56 / 91.55
Курс RUB 0.864 / 0.899
Курс KZT 0.114 / 0.186
USD USD
87.30 / 87.80
EUR EUR
90.56 / 91.55
RUB RUB
0.864 / 0.899
KZT KZT
0.114 / 0.186

Алмаз Насыров: «Мысли о гиперприбыли в банках Кыргызстана можно считать нарративом»

Независимый эксперт по экономике и госуправлению, доктор экономических наук, доцент Алмаз Турусбекович Насыров рассказал Banks.kg о новых реалиях в банковском секторе КР, вкладе банков в экономику и условиях успешного развития цифровых активов.
Алмаз Насыров: «Мысли о гиперприбыли в банках Кыргызстана можно считать нарративом»

- Алмаз Турусбекович, каковы достижения прошлого года и предпосылки для будущего периода?

- Несмотря на наличие известных геополитических катаклизмов, вторичных санкций, инфраструктурных ограничений и определенной внутриполитической турбулентности, экономика Кыргызстана в 2024 году продемонстрировала устойчивый рост.

Осторожные прогнозы международных институтов, как свидетельствуют показатели, фактически подтвердили обратное - есть устойчивый рост: ВВП по итогам 2024 года превысил 1,5 триллиона сомов и увеличился на 9% относительно предыдущего периода. Внешняя торговля превысила 14,6 миллиарда долларов, что на 3,7% выше прошлогодних показателей, экспорт достиг 3,5 миллиарда долларов, а импорт - 11,2 миллиарда долларов в структуре товарооборота. 

Повышение результативности экономики Кыргызстана стало возможным благодаря росту производства товаров (+ 8,5%), услуг (+ 9,3%), торговли (+ 18,5%). Следует отметить рост темпов производства в сфере строительства (+18%) и сельского хозяйства (+6,3%). Сектор услуг составил более 50% ВВП.

В 2024 году в Кыргызстане открылось более 100 промышленных и масштабных проектов, в том числе запущены крупные инфраструктурные проекты ГЭС «Камбар-Ата-1» и железнодорожная магистраль «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», которые в скором будущем станут системообразующими для экономики страны.

Устойчивость развития Кыргызстана также подтверждается рейтингом Кыргызстана в реализации Целей ООН в области устойчивого развития. В 2024 году Кыргызстан вошел в топ-50 стран, заняв 45 место по эффективности реализации ЦУР. Но, несмотря на достигнутое, нам есть, над чем поработать. 

Во-первых, заявленный объем поступления в ВВП в размере 2 триллионов сомов не был достигнут. Наращивание бюджета за счет налогового прессинга бизнеса с наличием коррупционных составляющих в налоговом администрировании, в том числе с ЭТТН, способствовал поиску отечественными предпринимателями других рынков в регионе. Негативные риски налогового прессинга вызвали необходимость предоставления правительством КР налоговых стимулов местным бизнесменам. Так, глава государства дал поручение пересмотреть ЭТТН для большинства товаров, амнистировать долги юридических и частных предпринимателей, накопленные до 1 января 2022 года, а также отменить налог на движимое имущество.

Во-вторых, на данном этапе стал актуальным вопрос оценки эффективности результативности ранее проведенной в стране приватизации. С точки зрения фондоотдачи, многие ранее приватизированные объекты государственной собственности или земельных площадей не смогли показать свою бизнес-эффективность, соответственно, не породили необходимый для государства фискальный эффект. То есть, генерации налоговых поступлений, как было заявлено многими участниками приватизации, так и не было сделано. Соответственно, при низкой фондоотдаче, государство вправе поднимать вопросы: «Каким образом объект был приватизирован? За весь срок его использования новым собственником сколько было инвестировано? Сколько налогов уплачено в бюджет? Если дело неприбыльное, то какой вклад был сделан в решение социально значимых вопросов сообщества?».

Отсюда, как следствие неэффективного или ненадлежащего использования, со стороны государства встает вполне резонный вопрос о национализации ранее приватизированных объектов собственности и поиска эффективного хозяйствующего субъекта. Возможно, это может насторожить бизнес, но при этом государство демонстрирует курс на транспарентность и укрепление механизмов защиты собственности для стабилизации ситуации на рынке земли и недвижимости и предотвращения рисков мошенничества. В ближайшей перспективе это безусловно может положительно сказаться на инвестициях и взаимоотношениях предпринимателей с финансовыми институтами.

В-третьих, при современных темпах роста нужна значительная модернизация инфраструктуры экономики, которая требует внушительных инвестиций и наличия устойчивых финансовых провайдеров, включая сильный банковский сектор

- Как Вы оцениваете вклад банковского сектора Кыргызстана в экономику?

- Если говорить о важности наличия сильного банковского сектора и разнообразии финансовых решений и инструментов для бизнеса, следует рассмотреть вклад банковского сектора в экономику в целом.

За 9 месяцев 2024 года предприятиями финансового сектора была получена прибыль в размере 34,4 миллиарда сомов. Прибыльность коммерческих банков республики увеличилась на 7 миллиардов 120,1 миллиона сомов, микрокредитных организаций - на 452,4 миллиона сомов, ломбардов - на 424,9 миллиона сомов и страховых компаний - на 198,2 миллиона сомов. 

Доля рентабельных финансовых организаций за рассматриваемый период составила 62,7% от их общего числа. На первый взгляд может показаться, что банковский сектор имеет гиперприбыль. Однако это не совсем так, это больше походит на нарратив, так как в развитых банковских системах стран мира доля рентабельных финансовых организаций превышает 90%. 

Финансовому сектору для поддержания устойчивости приходится адаптироваться под постоянно растущие как внешние, так и внутренние вызовы.

Банковский сектор Кыргызстана в эпоху санкций находится между «молотом и наковальней». Как выжить? 

- Если рассматривать влияние мировых тенденций на банковский сектор страны, то можно констатировать что условия ужесточились. Заданная система товарооборота, основанная на свободном перемещении денежных потоков, кардинально изменилась вследствие введения противоречивых экономических санкций. В одностороннем порядке изменились правила игры, все больше стран стало не устраивать «однополярность мира» и «возникновение признаков колонизации» через финансовый сектор. Финансовая инфраструктура SWIFT, по которой осуществляются мировые платежи, сегодня фактически зависит от политической конъюнктуры.

Кыргызстан, имеющий тесные экономические связи с Китаем и стратегическое партнерство с Россией, нередко подвергается обструкции введения вторичных санкций

Принимая во внимание особенности национальной экономики Кыргызстана, где в структуре товарооборота на долю экспорта приходится порядка 23,6%, а импорта 76,4% и ключевыми звеньями международного товарооборота являются страны ЕАЭС, где товарооборот составляет 4,5 миллиарда долларов (Россия - 71,2%, Казахстан 26,9%) и Китай (5 миллиардов долларов), Кыргызстану следует тщательно оценить свои возможности и риски дальнейшего развития экономики. 

Можно констатировать, что банковский сектор страны работает в условиях санкционного прессинга и зависим от политической конъюнктуры. В таких условиях банковский сектор вынужден разрабатывать и внедрять новые финансовые инструменты, чтобы обеспечить устойчивость деловой активности как бизнес-организаций, так и госпредприятий. Это требует максимально быстрых решений и, соответственно, «коротких» и «жестких» инвестиций, что не всегда выгодно банкам. Поэтому мысли о гиперприбыли в банках Кыргызстана можно считать нарративом. 

Наступает момент, когда Кыргызстану нужно определиться: где, как и с кем быть? Сейчас банковская система в сложной ситуации. Как быть с денежными ресурсами, потоками и с цифровыми активами в условиях вторичных санкций? Какая оптимальная регуляция, в целом, необходима финансовой системе страны? Может, Кыргызстану заранее проработать вопросы интеграции в альтернативные платежные инфраструктуры, где присутствуют дружественные страны?

С этой точки зрения привлекательной является разрабатываемая система «Бридж БРИКС», которая станет альтернативой SWIFT, основанной на формировании механизма обмена активов и обеспечения ликвидности средств центробанков разных стран мира посредством дедолларизации, путем обмена национальных валют, включая цифровые.

Алмаз Насыров принял участие в круглом столе на тему БРИКС в медиа-центре «Россия» при Институте журналистики и коммуникации КНУ им. Ж. Баласагына. 

- Кыргызстан не отстает от мировых трендов и стоит на пороге безналичной экономики. Долго еще до цифрового прорыва?

- Относительно формирования основ для цифровой экономики можно констатировать, что формируется благоприятная среда. Минувший 2024 год показывает усиление тенденций использования электронных денег. Так, количество электронных платежных инструментов увеличилось на 44%, достигнув 3,4 миллиона сомов. Сумма пополнений электронных кошельков составила 14,4 миллиарда сомов, что на 67% больше, нежели показатели предыдущего года. Объем переводов через электронные платежные кошельки вырос до 10 миллиардов сомов, что на 47,6% превышает прошлогодние показатели. По оплате товаров и услуг посредством электронных денег совершено более 13 миллионов транзакций в сумме 11,5 миллиарда сомов, увеличение по сравнению с 2023 годом составляет 51%. Все это демонстрирует рост культуры использования цифровых активов граждан КР и цифрового товарооборота.

При этом, несмотря на рост цифровых операций, люди по-прежнему используют цифровые платформы в качестве инструментов для хранения и снятия наличных средств, так как они по-прежнему недостаточно интегрированы в повседневной жизни в использование цифровых финансовых активов и инструментов.

На стадии разработки и внедрения находится цифровой сом. Он станет официальной формой национальной валюты, равнозначной и взаимозаменяемой к наличной и безналичной форме по принципу «один к одному» наряду с наличными и безналичными деньгами. Это станет шагом к цифровой финансовой системе, с возможностью осуществления платежей без интернета и внедрение смарт-контрактов. Далее последует открытие криптобанков, что станет платформой взаимодействия граждан и бизнеса с цифровыми активами.

С другой стороны, наличие большого количества цифровых платформ и услуг не всегда является показателем высокого уровня качества цифровизации. Для успешного развития экономики в стране необходимо наличие сильной цифровой инфраструктуры и интернета. Это на нынешнем этапе является своего рода вызовом для банковского сектора и требует дополнительных инвестиций. 

Последние изменения в рейтинге стран по обеспеченности широкополосным интернетом показывают, что Кыргызстан опустился на 5 позиций, а Бишкек занял 109 место из 200 городов мира с фиксированным широкополосным интернетом с показателем загрузки 71.83 Mbps. Это значительно ниже мировых показателей: Вальпараисо (Чили) - 321.85 Mbps, Абу-Даби, (ОАЭ) - 316.59 Mbps, Лион (Франция) - 299.54 Mbps.

У наших ближайших соседей: Ташкент - 101 место, Алматы - 106 место, Астана - 104 место, Самарканд - 110 место. Относительно качественный широкополосный интернет есть только в Бишкеке, тогда как в регионах массово используется мобильный интернет, что увеличивает технологические риски.

В целом, нужно отметить, что банковский сектор проявляет беспрецедентную адаптивность к вызовам и отвечает потребностям рынка финансовых услуг на современном этапе.

Предположу, что, несмотря на достижения 2024 года, требуется решение вопросов, которые могут оказать влияние на экономику республики. Существующие в мире глобальные потрясения, включая геополитические конфликты, климатические угрозы и предстоящие процессы переформатирования мировой экономики, могут отразиться на темпах роста экономики страны, выходящими за рамки торговых и финансовых отношений, а банковский сектор столкнется с новыми вызовами. 

Фото: из личного архива Алмаза Насырова

115
2025-01-22T17:40:11+06:00

Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.