Об этом сообщает Нобелевский комитет.
Королевская Шведская академия наук приняла решение присудить премию Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля 2025 года Джоэлу Мокиру (одна половина премии) за определение предпосылок для устойчивого роста посредством технологического прогресса, а Филиппу Агиону и Питеру Ховитту (ее вторая половина) - за теорию устойчивого роста через творческое разрушение.
«Впервые в истории в последние 200 лет мир наблюдал устойчивый экономический рост. Это помогло огромному числу людей выбраться из нищеты и заложило основу процветания. Лауреаты премии этого года по экономике объясняют, как инновации служат стимулом для дальнейшего прогресса. Они доказали, что устойчивый рост нельзя воспринимать как должное. Экономическая стагнация, а не рост, была нормой на протяжении большей части истории человечества. Работа лауреатов показала, что мы должны осознавать угрозы для непрерывного роста и противодействовать им», - говорится на сайте Нобелевского комитета.
Отмечается, что Мокир использовал исторические источники и раскрыл причины того, что устойчивый рост становится новой нормой. Агион и Ховитт также исследовали механизмы, лежащие в основе устойчивого роста. В статье 1992 года они построили математическую модель «творческого разрушения»: когда на рынок выходит новый, более совершенный продукт, а компании, предлагающие старые продукты, терпят убытки.
Известно, что критерии отбора лауреатов не разглашаются. Обо всех лауреатах премии на сайте Нобелевского комитета сказано, что они награждены за «величайшее благо для человечества».
Напомним, в 2024 году Нобелевскую премию по экономике получила группа ученых, раскрывшая причины процветания некоторых государств. Исследование экономистов Дарона Аджемоглу, Саймона Джонсона и Джеймса Робинсона показало, почему одни страны сталкиваются с экономическими трудностями, а другие успешно развиваются и процветают. В своих исследованиях ученые показали, что одной из причин разного процветания стран стали общественные институты, созданные во времена колонизации. В странах, которые на момент колонизации были бедными, часто внедряли инклюзивные институты.
В других же странах были созданы экстрактивные экономические институты, исключающие широкие слои населения из распределения доходов. В итоге инклюзивные институты принесли долгосрочные выгоды для всех, а экстрактивные институты привели к краткосрочной выгоде для людей, находящихся во власти.