Самозанятым водителям и курьерам разрешат получать лицензии без трудового договора

Министерство экономики и коммерции предложило упростить получение лицензий для самозанятых водителей и курьеров, работающих через цифровые платформы.

Самозанятым водителям и курьерам разрешат получать лицензии без трудового договора

Соответствующий проект постановления кабинета министров вынесен на общественное обсуждение.

Цель проекта

Основная цель документа — обеспечение согласованности налогового и лицензионного законодательства, а также создание правовых условий для самозанятых граждан, в том числе водителей такси и курьеров, осуществляющих деятельность через цифровые платформы-агрегаторы.

Проект предусматривает возможность получения лицензий без необходимости заключения трудового договора с юридическим лицом-перевозчиком, что особенно важно для тех, кто работает самостоятельно через сервисы вроде «Яндекс» и других агрегаторов.

Суть предлагаемых изменений

Изменения касаются пункта 229 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Сейчас норма требует от физических лиц, подающих заявление на лицензию для пассажирских перевозок (такси), предоставления копии трудового договора с юридическим лицом.

Это требование, по данным ведомства, фактически исключает возможность получения лицензии самозанятыми водителями, вынуждая их оформлять фиктивные договоры с автопарками. Новый проект предлагает исключить это условие, что позволит легализовать труд самозанятых водителей и обеспечить соответствие нормам Налогового кодекса.

Налоговый аспект

С 1 сентября 2025 года в Кыргызстане действует новый порядок налогообложения деятельности через цифровые платформы-агрегаторы (службы такси, курьерская доставка, грузоперевозки).

По нему использование патента для этих видов деятельности отменено, а все налоговые обязательства возлагаются на налогового агента — агрегатора.

До реформы поступления от патентов составляли около 40 млн сомов в год.

После перехода на новую систему только за сентябрь 2025 года в бюджет поступило 60 млн сомов, а годовой объем ожидается на уровне 800 млн сомов.

Таким образом, новый механизм повысил собираемость налогов и прозрачность доходов самозанятых граждан.

Правовое обоснование

В соответствии с частью 2 статьи 201 Налогового кодекса КР, доход физического лица, работающего через информационную систему агрегатора, не требует наличия трудовых отношений.

Следовательно, требование о предоставлении трудового договора при лицензировании создает противоречие между налоговым и лицензионным регулированием.

Межведомственная координация

Решение о необходимости корректировки нормативных актов принято по итогам поручения Администрации президента от 21 октября 2025 года № 15-11485, связанного с подготовкой к 26-му заседанию Межправительственной кыргызско-российской комиссии.

В рамках подготовки уполномоченные органы — ГНС и МВД — провели совещание, где достигли договоренности об устранении выявленных несоответствий.

Введение лицензирования

Напомним, что согласно постановлению кабинета министров, с 1 декабря 2025 года вводится обязательное лицензирование водителей такси.

В этой связи министерство подчеркивает: без своевременного внесения изменений в действующее Положение могут возникнуть препятствия для реализации нового порядка и риски недопоступления налогов в бюджет.