Соответствующий проект постановления кабинета министров вынесен на общественное обсуждение.
Цель проекта
Основная цель документа — обеспечение согласованности налогового и лицензионного законодательства, а также создание правовых условий для самозанятых граждан, в том числе водителей такси и курьеров, осуществляющих деятельность через цифровые платформы-агрегаторы.
Проект предусматривает возможность получения лицензий без необходимости заключения трудового договора с юридическим лицом-перевозчиком, что особенно важно для тех, кто работает самостоятельно через сервисы вроде «Яндекс» и других агрегаторов.
Суть предлагаемых изменений
Изменения касаются пункта 229 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности.
Сейчас норма требует от физических лиц, подающих заявление на лицензию для пассажирских перевозок (такси), предоставления копии трудового договора с юридическим лицом.
Это требование, по данным ведомства, фактически исключает возможность получения лицензии самозанятыми водителями, вынуждая их оформлять фиктивные договоры с автопарками. Новый проект предлагает исключить это условие, что позволит легализовать труд самозанятых водителей и обеспечить соответствие нормам Налогового кодекса.
Налоговый аспект
С 1 сентября 2025 года в Кыргызстане действует новый порядок налогообложения деятельности через цифровые платформы-агрегаторы (службы такси, курьерская доставка, грузоперевозки).
По нему использование патента для этих видов деятельности отменено, а все налоговые обязательства возлагаются на налогового агента — агрегатора.
До реформы поступления от патентов составляли около 40 млн сомов в год.
После перехода на новую систему только за сентябрь 2025 года в бюджет поступило 60 млн сомов, а годовой объем ожидается на уровне 800 млн сомов.
Таким образом, новый механизм повысил собираемость налогов и прозрачность доходов самозанятых граждан.
Правовое обоснование
В соответствии с частью 2 статьи 201 Налогового кодекса КР, доход физического лица, работающего через информационную систему агрегатора, не требует наличия трудовых отношений.
Следовательно, требование о предоставлении трудового договора при лицензировании создает противоречие между налоговым и лицензионным регулированием.
Межведомственная координация
Решение о необходимости корректировки нормативных актов принято по итогам поручения Администрации президента от 21 октября 2025 года № 15-11485, связанного с подготовкой к 26-му заседанию Межправительственной кыргызско-российской комиссии.
В рамках подготовки уполномоченные органы — ГНС и МВД — провели совещание, где достигли договоренности об устранении выявленных несоответствий.
Введение лицензирования
Напомним, что согласно постановлению кабинета министров, с 1 декабря 2025 года вводится обязательное лицензирование водителей такси.
В этой связи министерство подчеркивает: без своевременного внесения изменений в действующее Положение могут возникнуть препятствия для реализации нового порядка и риски недопоступления налогов в бюджет.
-large-webp.webp)