Об этом сообщает Национальный банк КР.
На общественное обсуждение вынесен проект постановления вравления Национального банка КР «Об утверждении Инструкции по надзору за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций».
В Инструкции по надзору за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций представлены:
Принципы и порядок внешнего (дистанционного) надзора, среди которых:
- Постоянный дистанционный мониторинг: Надзор ведется непрерывно, в основном удаленно, через анализ деятельности и взаимодействие с работниками и руководством поднадзорных организаций.
- Назначение куратора: За каждой поднадзорной организацией закрепляется конкретный куратор - сотрудник Национального банка, который ведет с ней взаимодействие.
- Взаимодействие и обмен информацией: Кураторы могут проводить встречи с сотрудниками, руководством, а также учредителями (акционерами) поднадзорной организации для обсуждения текущих вопросов. Они имеют право направлять официальные запросы на предоставление необходимой информации.
Цели проведения инспекторских проверок:
- оценка общего финансового состояния поднадзорной организации, качества процессов управления;
- определение рисков поднадзорной организации, которые могут угрожать непрерывности и эффективности платежной системы;
- установление соответствия и соблюдения поднадзорной организацией законодательства Кыргызской Республики;
- оценка точности и достоверности финансовой и другой отчетности/информации поднадзорной организации, представляемой в Национальный банк;
- выработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков, улучшению состояния деятельности поднадзорной организации и снижению ее рисков, а при необходимости - выработка предупредительных/корректирующих мер и/или мер воздействия;
- оценка выполнения поднадзорной организацией рекомендаций и предписаний, направленных по итогам предыдущей инспекторской проверки и/или в ходе осуществления внешнего надзора.
Виды инспекторских проверок
Проверки в зависимости от поставленных задач могут быть комплексными и целевыми.
- Комплексная проверка: Это всесторонняя проверка, которая оценивает общее финансовое состояние, качество управления, соблюдение законодательства, а также выявляет риски и недостатки в работе организации.
- Целевая проверка: Такая проверка направлена на изучение одного или нескольких конкретных направлений деятельности поднадзорной организации.
Проверки могут проводиться с предварительным уведомлением, тогда организацию заранее предупреждают о предстоящей проверке, и внезапные проверки, о которых не предупреждают.
Внезапные инспекторские проверки могут осуществляться, если:
- обнаружено нарушение непрерывности функционирования платежной системы;
- имеются факты мошенничества, злоупотреблений и прочей незаконной деятельности, проводимой поднадзорной организацией, в том числе по сведениям, предоставленным гражданами, организациями;
- на основании предоставленной отчетности выявлены негативные тенденции, которые могут привести к ухудшению финансового состояния поднадзорной организации, либо имеются сомнения в полноте и достоверности предоставляемой в Нацбанк отчетности/информации;
- в деятельности поднадзорной организации имеют место обстоятельства, противоречащие законодательству КР;
- не исполняются требования и/или решения Нацбанка;
- имеется предписание/иное требование в рамках применения мер воздействия Национального банка, с целью проверки его исполнения поднадзорной организацией;
- имеются сведения о разногласиях между учредителями/акционерами, должностными лицами поднадзорной организации (связанные с поднадзорной организацией), которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, и/или которые могут привести к невыполнению обязательств перед пользователями;
- имеются сведения/информация/, которые могут привести к нарушению бесперебойности функционирования платежной системы, и/или которые могут привести к невыполнению обязательств перед пользователями;
- имеется информация от правоохранительных органов о незаконной деятельности поднадзорной организации.
Нацбанк может инициировать внезапные проверки при наличии других оснований, указывающих на нарушение поднадзорной организацией требований законодательства КР.
Меры воздействия
При обнаружении в деятельности поднадзорной организации недостатков или нарушений законодательства КР группа проверки готовит рекомендацию о применении к поднадзорной организации мер воздействия в соответствии с законодательством КР.
Решение о применении мер воздействия применяются Национальным банком в порядке установленном законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка.
План мероприятий поднадзорной организации по устранению нарушений, указанных в отчете об инспекторской проверке, и выполнению мер воздействия представляется в Национальный банк в течение 30 календарных дней:
- со дня получения поднадзорной организации отчета о проверке посредством официальной корреспонденции либо;
- со дня получения подписанного уполномоченным лицом предписания/письма Национального банка посредством официальной корреспонденции или по электронной почте.
К Инструкции по надзору за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций прилагаются акты о противодействии проведению инспекторской проверки и подтверждении установленных фактов и событий инспекторской проверки.
Более подробно с проектом постановления можно ознакомиться по ссылке.
Заинтересованным сторонам нужно представить свои замечания и предложения к проекту постановления не позднее 16 сентября 2025 года на электронный адрес: [email protected] (в формате Word).