Курс USD 87.26 / 87.75
Курс EUR 99.26 / 100.26
Курс RUB 1.091 / 1.125
Курс KZT 0.117 / 0.187
USD USD
87.26 / 87.75
EUR EUR
99.26 / 100.26
RUB RUB
1.091 / 1.125
KZT KZT
0.117 / 0.187

От вызовов к успехам: Фискально-налоговая реформа 2022-2024 годов в Кыргызстане и ее результаты

Проведение масштабной налоговой реформы в Кыргызстане неизбежно столкнулось с серьезными трудностями и сопротивлением. Как благодаря системному подходу, включающему диалог, обучение и адаптацию к реалиям бизнеса, был достигнут успех реформы.
От вызовов к успехам: Фискально-налоговая реформа 2022-2024 годов в Кыргызстане и ее результаты

Экспертное мнение о результатах реформы представила к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии» НИУ КЭУ им. М. Рыскулбекова Гулим Абдрашовна Сансызбаева.

Сейчас, по истечении определенного периода времени, можно с полным правом признать успешность реализованной правительством Кыргызстана в 2022-2024 годы масштабной фискально-налоговой реформы, сутью которой стала разработка и реализация на практике прозрачной и предсказуемой фискальной политики в интересах бизнеса и государства.

До 2022 года налоговая система Кыргызстана отличалась фрагментарностью законодательства, сложностью администрирования налогового процесса, особенно для малого и среднего бизнеса, малой эффективностью и налоговой отдачей патентной системы, отсутствием полноты и достоверности налогового учета большей части экономического оборота.

Инициатором и идейным вдохновителем этого процесса при поддержке президента страны стал Акылбек Жапаров. Представляется, что Садыр Жапаров, оказывая доверие Акылбеку Жапарову, принял во внимание глубокое понимание им сути финансово-экономических процессов, практический опыт и стаж в качестве министра финансов, вице-премьер-министра по экономике и депутата ЖК КР разных созывов.

Нужно отметить, что правительство Акылбека Жапарова, приступив к исполнению своих обязанностей в октябре 2021 года, получило в управление экономику в кризисном состоянии. 

На тот момент фиксировались:

  • налоговые доходы государственного бюджета в 2021 году составили 106,9 млрд сомов, что равнялось 17,9% ВВП страны;
  • рост внешнего долга (к концу 2021 года совокупный внешний долг достиг 5,1 млрд долларов США, что составляло более 60% от ВВП);
  • высокая инфляция (по данным Национального статистического комитета КР, в октябре 2021 года годовой показатель составлял 12,9%);
  • слабое налоговое администрирование, выражавшееся в доминировании патентной системы, низком охвате субъектов налогообложения и широкой «теневой экономике», доля которой оценивалась в 30% ВВП.

Эти факторы стали основанием для запуска масштабной фискально-налоговой реформы, целью которой стало оздоровление экономики, повышение эффективности налогового администрирования и снижение зависимости бюджета от внешнего заимствования.

В результате предварительного анализа и оценки сложившейся ситуации основными целями новой фискально-налоговой политики были определены:

  • снижение оборотов «теневой экономики»;
  • рост финансовых поступлений в госбюджет с целью расширения возможностей государства в исполнении своей социально-экономической миссии;
  • создание предпосылок для стимулирования добросовестного выполнения обязанностей по уплате налогов, справедливого распределения налоговой нагрузки среди налогоплательщиков:
  • формирование культуры уплаты налогов налогоплательщиками и условий для открытого и конструктивного взаимодействия бизнеса и государства.

В процессе разработки концепции фискально-налоговой реформы команда определила основные ее содержательные моменты, которые в совокупности должны были обеспечить достижение системной цели:

  • введение единого налога для малого и среднего бизнеса, методика расчета которого была понятна, прозрачна и не обременительна для налогоплательщика;
  • снижение налоговой нагрузки, что стало существенным фактором косвенного стимулирования бизнеса государством;
  • расширение налоговой базы, за счет того, что абсолютному большинству бизнесменов должно быть проще и выгоднее работать «по белому»;
  • усиление администрирования налогов посредством автоматизированной системы контроля оборота, включая кассовые аппараты нового поколения с онлайн-фискализацией, что позволило обеспечить прозрачность и достоверность оборота практически всех участников хозяйственного оборота экономики Кыргызстана.

Надо отметить, что на практике проведение налоговой реформы столкнулось с рядом проблемам, неприятием и непониманием, а порой и прямым саботажем.

Недовольных было много - это были представители МСБ из-за отмены привычных патентов, розничные предприниматели на рынках из-за ЭТТН и ЭСФ, крупные оптовики, не заинтересованные в прозрачности торговых оборотов и уплате справедливых налогов, а также некоторые нечистые на руку чиновники налоговой системы по понятной причине.

В этих условиях, несмотря на сопротивление и технические сложности, обусловленные масштабом решаемых задач, была проведена большая работа в части налаживания эффективной межведомственной координации с вовлечением в процесс различных структур: ГНС КР, Министерства финансов и экономики КР, местные органы и депутатский корпус ЖК КР. 

Особо выделю большой объем разъяснительной работы с предпринимателями, направленной на доведение им информации, что реформа не приведет к «удушению бизнеса». Она направлена на обеспечение справедливой и обоснованной налоговой нагрузки, достижение долгосрочной устойчивости бюджета и снижение зависимости от внешней помощи. 

Информирование бизнеса и населения дало свои результаты, снизив уровень конфликтности и протестных настроений. В целом правительством была проявлена гибкость и конструктивизм в форме предоставления переходных периодов, отсрочек и внедрения обучающих тренингов для предпринимателей. 

Основные итоги реализованной в период 2022-2024 годов налоговой реформы включают существенный рост налоговых поступлений. Общий объем доходов государственного бюджета от налогов в 2023 году составил 294,4 млрд сомов, что на 28,6% больше по сравнению с 2022 годом, а в 2024 году он достиг 348,9 млрд сомов, что в 1,5 раза больше 2022 года. При этом столь значительный прирост был обеспечен не за счет повышения базовых ставок, а благодаря расширению налоговой базы и совершенствованию механизмов налогового администрирования.

Следует особо выделить «фишку» реализованной налоговой реформы - внедрение режима единого налога на все категории налогоплательщиков без ограничения верхнего порога. Такой режим был по достоинству оценен бизнесом, поскольку он прост и удобен в сравнении с общим режимом с уплатой несколько видов налогов и создает стимул для уплаты. Такая динамика налоговых поступлений в республиканский бюджет существенно расширила возможности государства в выполнении своих конституционных обязанностей по отношению к своим гражданам и обществу в целом. 

Определенный вклад в обеспечение устойчивости проводимой налоговой реформы внес председатель Государственного комитета национальной безопасности Камчыбек Ташиев. При тесном взаимодействии ГКНБ и правительства была реализована масштабная кампания по борьбе с контрабандой, фиктивными компаниями и теневыми оборотами, что также способствовало росту налоговых поступлений и легализации экономической деятельности.

По оценкам аналитиков, с 2021 по 2024 год наблюдалось сокращение доли «теневой экономики» примерно на одну треть.

Кроме того, рост поступлений в государственный бюджет позволил снять риски дефолта по обязательствам государства, в частности, по обслуживанию внешнего долга, накопившегося за весь предыдущий период.

Резюмируя, хочу отметить, что налоговая реформа правительства Акылбека Жапарова вывела налоговую систему Кыргызстана на новый технологический уровень, обеспечила устойчивый рост доходов бюджета без увеличения ставок, способствовала легализации бизнеса и улучшению делового климата, а также заложила основу для прозрачного, цифрового и справедливого налогообложения.

Напомним, ранее порталу Banks.kg к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии» НИУ «КЭУ им. М. Рыскулбекова» Гулим Сансызбаева рассказала о целях, реализуемых государством в рамках программы «Социальный контракт», о совершенствовании национальной программы с учетом новых реалий и возможностей государства и поделилась своей оценкой социально-экономического эффекта реализации программы.

Фото: Nazar News

Жолдош avatar

Абсолютно согласен, Правительство во главе с Акылбек Ж. сотворило невожможное - возможным! Подьем ВВП и Инвестиционного климата КР, это по настоящему ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРЫЖОК БАРСА!

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.