Курс USD 87.22 / 87.71
Курс EUR 100.18 / 101.18
Курс RUB 1.081 / 1.114
Курс KZT 0.117 / 0.187
USD USD
87.22 / 87.71
EUR EUR
100.18 / 101.18
RUB RUB
1.081 / 1.114
KZT KZT
0.117 / 0.187

Социальные эффекты налоговой и пенсионной реформ в Кыргызстане (2022–2024 гг.): рост доходов и качества жизни

Основными драйверами роста бюджетных параметров в Кыргызстане стали налоговые поступления (особенно налоговой и таможенной служб после оптимизации налоговой нагрузки, цифровизации и фискализации сбора платежей), увеличение неналоговых доходов (дивиденды, госпошлины), а также поступления в рамках грантовых и инвестиционных программ.
Социальные эффекты налоговой и пенсионной реформ в Кыргызстане (2022–2024 гг.): рост доходов и качества жизни

Экспертное мнение о результатах налоговой и пенсионной реформ в Кыргызстане (2022–2024 гг.) представила к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии» НИУ КЭУ им. М. Рыскулбекова Гулим Абдрашовна Сансызбаева.

Динамика доходной части государственного бюджета Кыргызстана (2021 - 2024 гг.) характеризуется ростом доходов с 209,9 млрд сомов в 2021 году до 464 млрд сомов в 2024 году - рост более в 2,2 раза (источник stat.gov.kg).

Основными факторами, обеспечившими скачок доходной части за счет налоговой реформы стали:

  • тотальная фискализация - внедрение онлайн-ККМ, e-invoice, маркировки, что позволило учитывать каждый торговый чек в режиме реального времени и дополнительно собрать порядка 18 млрд сомов НДС и 7 млрд акцизов только за 2023 год;
  • перезапуск Единого налога - переход с патентов и ЕНВД на процент от оборота, расширение перечня видов деятельности, что позволило в 2023 году увеличить сбор ЕН в 7 раз по сравнению с 2021 годом;
  • наведение порядка и прозрачности на таможне - совместные посты ГКНБ и ГНС, цифровой контроль «Сандык» на пропускных пунктах «Торугарт» и «Эркештам» обеспечили прирост таможенных сборов на 37 млрд сомов только в 2023 году;
  • стимулирование добровольности и прозрачности закупок - лотерея чеков «Төлөм документин талап кыл!» (60 тысяч призов) в приложении Salym.kg, увеличила кочество чеков на 4 млрд сомов и способствовало легализации  «неформальных» оборотов.

Дополнительные доходы государства стали базой роста для финансирования социально-культурной сферы, включающей в себя по бюджетной классификации образование, здравоохранение, соцзащиту, культуру и спорт.

Общие расходы по этим направлениям расходов государственного бюджета выросли в 3,3 раза с 57 млрд сомов в 2021 году (30% от всех расходов бюджета) до 190,8 млрд сомов в 2024 году (32% от всех расходов бюджета). 

Основными направлениями расходов бюджета за счет дополнительных ресурсов стали повышение пособий детям-инвалидам, индексация пенсий, рост заработной платы работников бюджетной сферы, новые детские выплаты, расходы на строительство и капремонт социальных объектов (больницы, ФАПы, школы и другие объекты) без привлечения заемных средств.

Причем увеличение постоянных доходов позволило правительству перейти от разовых социальных выплат к структурным решениям (единая линейка зарплат, ежегодная автоматическая индексация пенсий).

Особо стоит отметить эффективность реализации на практике национальной программы «Социальный контракт», которая профинансирована в объеме порядка 3,3 млрд сомов на 35 тысяч семей за 2022-2024 гг. 

Таким образом, можно утверждать, что формула «налоговая реформа → рост доходов → приоритетное финансирование социальной сферы» обеспечила прирост защищенных статей бюджета на 133 млрд сомов за три года.

При условии сохранения темпов роста доходов республиканского бюджета потенциал прироста социальных расходов к 2027 году может составить еще примерно 40-45 млрд сомов, что при сохранении существующих приоритетов финансирования социального сектора страны даст существенный положительных эффект в части роста благосостояния населения Кыргызстана. 

Также следует отметить работу правительства Акылбека Жапарова в части выполнения конституционной нормы - статьи 44 Конституции КР, требующей, чтобы минимальная пенсия была не ниже прожиточного минимума (ПМ). 

Для повышения пенсионных выплат Социальный фонд КР запустил новую формулу индексации, учитывающую рост средней заработной платы и годовую инфляцию за прошедший год  с последующим делением на 2. Таким образом, выводится процент повышения пенсии.

Новый подход за прошедший период позволил трижды повысить пенсионные выплаты:

  • В октябре 2022 года была осуществлена разовая индексация страховой части на 15%, а базовая часть пенсии доведена с 1 780 до 3 170 сомов. 
  • В октябре 2023 года на 38 % проиндексирована страховая часть пенсии (не менее 500 сомов). После этой индексации средняя пенсия составила порядка 9 300 сомов. 
  • В 2024 году пенсии повышались в два этапа в течение года. Первый этап (июль) уравнял базовую часть пенсии для всех пенсионеров до 3170 сомов, а минимальный гарантийный уровень пенсии стал не менее 3 500 сомов. Второй этап (октябрь) страховая часть пенсии увеличена на 18% (но не менее 1000 сомов), при этом минимальная пенсия за счет доведения достигла 6 900 сомов, приблизившись к ПМП в размере 7603 сомов. После индексации средняя пенсия повысилась до 10 695 сомов.  

В плане на октябрь 2025 года повысить уровень минимальных пенсий с тем, чтобы сравнять ее с обновленным прожиточным минимумом пенсионера.

Таким образом, благодаря мерам, предпринятым Социальным фондом при прямой поддержке правительства КР,  средний размер пенсии вырос почти вдвое - с 5 665 сомов в 2020 году до 10 695 сомов после октябрьского повышения 2024 года, число «пенсий ниже прожиточного минимума» сократилось на 49% (с 685 тысяч до 349 тысяч) к середине 2024 года. Причем в планах Социального фонда КР обнулить этот показатель в октябре 2025 года. Кроме того, покупательная способность (индекс реальной пенсии) поднялся с 0,78 в 2020 году до 0,98 в 2024 году.

Вышеперечисленные показатели роста пенсионных выплат были бы невозможны без роста ресурсной базы, а именно:

  • роста доходов СФ КР - с 60,3 млрд сомов в 2021 году до 120,5 млрд сомов в 2024 году за счет роста фонда оплаты труда; цифрового учета страховых взносов (e-invoice, онлайн-РРО), легализации самозанятых;
  • роста трансферта  из республиканского бюджета на выравнивание пенсий с прожиточным минимумом - с 29,4 млрд сомов в 2021 году до 43,7 млрд сомов в 2024 году соответственно;
  • за счет экономии средств на перекрестных субсидиях в размере 0,8 млрд сомов компенсация за электроэнергию, встроенная в пенсию, упразднена и частично направлена на увеличения страховой части.

Таким образом, комбинация формульной индексации и целевых доплат позволила Соцфонду КР приблизить минимальную пенсию к прожиточному минимуму без резкого повышения тарифов страховых взносов. Причем ключевой рубеж (7 063 сомов - прожиточный минимум - 2024) планируется достигнуть в конце 2025 года и далее задача - удерживать его соразмерно инфляции, не подрывая устойчивость фонда. Удвоение доходов СФ КР за счет цифровизации взносов и роста зарплат дало ресурс для последовательных, а не разовых повышений пенсий. Все это в совокупности позволило превратить прожиточный минимум из ориентира в реальный нижний порог пенсионного обеспечения, опираясь на собственные доходы и контролируемые бюджетные вливания.

Налоговые и пенсионные реформы 2022-2024 годов, реализованные правительством Акылбека Жапарова, способствовали росту социальных расходов государства. Основными факторами, влияющими на рост расходов, стали: увеличение доходов бюджета, обусловленное более эффективным сбором налогов, и повышение пенсий, которое стало следствием как более высоких налоговых поступлений, так и изменений в пенсионной системе.

В конечном счете, это привело к улучшению качества жизни значительной части населения Кыргызстана. Так, прямыми бенефициарами стали 309 тысяч работников бюджетной сферы (рост окладов), 770 тысяч пенсионеров (индексация/повышение базы) и 35 тысяч малообеспеченных семей, что составляет порядка 192 тысяч малоимущих  граждан (программа «Социальный контракт»).

Немногим ранее к. э. н., доцент, заведующая кафедрой «Финансы и финансовые технологии» НИУ КЭУ им. М. Рыскулбекова Гулим Абдрашовна Сансызбаева поделилась экспертым мнением об итогах Фискально-налоговой реформы 2022-2024 годов в Кыргызстане.

Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.