Каковы аргументы для закрытия обменных бюро в Кыргызстане?
Об этом сообщается на сайте ЖК КР в разделе «Общественное обсуждение законопроектов». Инициатором законопроекта выступила парламентарий ЖК КР Надира Нарматова.
На общественное обсуждение вынесен проект закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики»:
- в Налоговый кодекс КР;
- в закон КР «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
Предлагаемый проект закона нацелен на обеспечение эффективности, целостности и безопасности на валютном рынке республики.
«Текущая ситуация на валютном рынке республики показывает нам необходимость поднять вопрос работы обменных бюро и рассмотреть возможность альтернативных вариантов деятельности на валютном рынке страны», - говорится в справке-обосновании к проекту закона.
Мониторинг НБ КР показал, что в республике в 2015 году количество обменных бюро достигало порядка 600-700 точек. Распространение безлицензионной деятельности в те годы было обусловлено низкими административными штрафами (до 1 500 сомов), которые в 2016 году были увеличены до:
- 100 000 сомов для физлиц;
- 150 000 сомов - для должностных лиц;
- 250 000 сомов - для юридических лиц.
В результате проведенной работы в 2016 году были привлечены к ответственности и оштрафованы 69 лиц на 101 тыс сомов, в 2017 году - 21 лицо на сумму 2 млн 250 тыс сомов, в 2018 году - 26 лиц на сумму 2 млн 600 тыс сомов.
Нацбанк назвал основные нарушения в деятельности обменных бюро:
- непредставление и некорректное предоставление отчетов в НБ КР;
- нарушение кассовой дисциплины;
- несоблюдение требований законодательства в сфере противодействия финансирования террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
«Несмотря на все меры, принимаемые Нацбанком, нарушения в обменных бюро продолжаются. Можно с уверенностью сказать, что реальные объемы оборотных средств обменных бюро могут в десятки раз превышать отражаемые в отчетности, тем самым доходы от такого теневого оборота могут в десятки раз превышать предполагаемые доходы и соответствующие отчисления в налоговые органы КР», - говорится в справке-обосновании к проекту закона.
В документе отмечается, что суммарные платежи за обязательный патент обменных бюро за 2019 год составили порядка 37 млн сомов.
«Ввиду несоразмерности оплаченных налогов с оборотами и доходами обменных бюро необходимо исключить обменные бюро и предоставить право осуществлять все валютные операции в соответствующих организациях, где внутренний контроль осуществляется на более высоком уровне, что также отразится на налоговых отчислениях в госбюджет», - говорится в документе.
Отмечается, что обменные бюро на фоне мирового экономического кризиса и последствий пандемии выставляли на вторичном рынке необоснованные обменные курсы на доллары, что вызвало ажиотаж и повышение спроса на инвалюту.
«Ажиотаж на рынке наличной инвалюты, создаваемый и подогреваемый обменными бюро, формирует у населения и бизнес-структур искусственные девальвационные ожидания. Как следствие, начинается активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте. Это приводит к еще большему давлению на обменный курс, ускорению темпов обесценения сома и, соответственно, росту импортируемой инфляции», - сообщается в справке-обосновании к проекту закона.
Предложения и замечания можно отправлять на электронную почту [email protected] или сообщать по телефону: (0-312) 63-85-01.
Комментариев нет. Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.