Нацбанк КР принял новые меры по усилению контроля за обменом валют

На общественное обсуждение вынесен проект постановления НБ КР, направленного на ужесточение внутреннего контроля в обменных бюро. Эти меры призваны усилить контроль за финансовыми потоками в стране и повысить эффективность борьбы с организованной преступностью и другими видами незаконной деятельности.

Нацбанк КР принял новые меры по усилению контроля за обменом валют
Фото: www

Основные изменения в законодательстве КР по борьбе с отмыванием денег и финансированием преступности

На общественное обсуждение вынесен проект постановления правления НБ КР «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в целях противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов». 

Документ разработан для приведения НПА Нацбанка в соответствие:

  • с законом КР «О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»:
  • международными стандартами ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). 

В справке-обосновании к проекту постановления правления Нацбанка КР сообщается, что 23 января 2025 года законом КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» внесены изменения в закон КР «О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (далее – Закон), основным из которых является дополнение системы Кыргызской Республики по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов направлением по противодействию финансированию организованных групп или преступного сообщества. 

Понятие «противодействие финансированию преступной деятельности» подразумевает:

  • финансирование террористической деятельности;
  • финансирование экстремистской деятельности;
  • финансирование распространения оружия массового уничтожения.

«Организованная преступность в Кыргызстане представляет серьезную угрозу национальной безопасности, подрывая общественную, экономическую и политическую стабильность. Эта угроза усугубляется ее транснациональным характером, финансовой связью с терроризмом и проникновением в государственные и экономические структуры через коррупцию», - говорится в справке-обосновании к проекту постановления.  

Согласно статье 26 Закона, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны представлять сообщение об операциях (сделках) не только информацию об операциях с наличными денежными средствами, но и с безналичными денежными средствами на сумму, равную или превышающую пороговую сумму, установленной кабмином КР. 

Ранее информация об операциях с безналичными денежными средствами предоставлялась в орган финансовой разведки по запросу.

Документом внесены изменения в некоторые нормативные правовые акты в рамках приведения в соответствие с международными стандартами ФАТФ. 

Комиссией по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов при кабмине КР от 13 июня 2024 года был утвержден Стратегический план работы на 2024–2026 годы по подготовке и проведению взаимной оценки Кыргызской Республики, в рамках третьего раунда взаимной оценки государств-членов ЕАГ

Согласно пункту 13 Стратегического плана, всем субъектам ПОД/ФТ необходимо провести работы по разработке и принятию проектов нормативных правовых актов и иных руководящих указаний. 

«Кыргызстан является участником нескольких международных конвенций ООН, направленных на борьбу с отмыванием средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, финансирования терроризма и других видов организованной транснациональной преступности. Согласно резолюции Совета безопасности ООН (1617, 2005 г.), Рекомендации ФАТФ являются обязательными для применения государствами, входящим в ООН», - говорится в справке-обосновании.

Кыргызстан является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), который является формой международного сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, созданной по реализации рекомендаций ФАТФ с учетом региональных особенностей. 

Первый раунд взаимных оценок ЕАГ Кыргызская Республика прошел в 2007 году, второй раунд прошел в 2018 году. 

Программа внутреннего контроля по ПФПД/ЛПД в обменных бюро

Проектом постановления предлагается утвердить в новой редакции Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в Кыргызской Республике в целях противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».

В документе сообщается, что программа внутреннего контроля по ПФПД/ЛПД в обменных бюро Кыргызской Республики - это комплекс внутренних мер, процедур и систем контроля, направленных на выполнение законодательства в этой сфере.

Программа внутреннего контроля должна включать, как минимум, следующие меры:

1. Необходимо установить полномочия и ответственность сотрудников, вовлеченных в процесс ПФПД/ЛПД.

2. Обменное бюро обязано выявлять, оценивать, мониторить и снижать риски, связанные с финансированием терроризма и отмыванием денег. Эта оценка должна учитывать все факторы риска и проводиться до внедрения новых продуктов или технологий.

3. Руководитель обменного бюро должен утвердить внутренние нормативные документы, обеспечивающие эффективное управление рисками.

4. Надлежащая проверка клиентов. Эта процедура включает:

  • Идентификацию и верификацию клиентов и бенефициарных владельцев.
  • Проверку документов и сведений, полученных из достоверных источников.
  • Получение информации о цели и характере деловых отношений.
  • Проверку источника происхождения денежных средств и имущества.
  • Документирование и хранение полученной информации.

5. Обменное бюро должно выявлять операции, подлежащие обязательному контролю и сообщению, а также подозрительные операции. При этом, необходимо учитывать критерии, установленные органом финансовой разведки и характерные для деятельности обменных бюро.

6. В отношении лиц из Санкционного перечня (сводные санкционные перечни Кыргызской Республики и СБ ООН) необходимо приостанавливать операции и применять целевые финансовые санкции.

7. Установить порядок отказа в предоставлении услуг или прекращения обслуживания клиентов.

8. Осуществлять мониторинг деятельности сотрудников с высоким риском (например, кассиров) и отразить их обязанности в должностных инструкциях.

9. Обеспечивать выполнение всех требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД.

Эти и другие меры должны быть адаптированы под особенности деятельности, штат, клиентскую базу и уровень рисков конкретного обменного бюро.

Более подробно о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в КР можно ознакомиться по ссылке.