Основные изменения в законодательстве КР по борьбе с отмыванием денег и финансированием преступности
На общественное обсуждение вынесен проект постановления правления НБ КР «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в целях противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
Документ разработан для приведения НПА Нацбанка в соответствие:
- с законом КР «О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»:
- международными стандартами ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
В справке-обосновании к проекту постановления правления Нацбанка КР сообщается, что 23 января 2025 года законом КР «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» внесены изменения в закон КР «О противодействии финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» (далее – Закон), основным из которых является дополнение системы Кыргызской Республики по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов направлением по противодействию финансированию организованных групп или преступного сообщества.
Понятие «противодействие финансированию преступной деятельности» подразумевает:
- финансирование террористической деятельности;
- финансирование экстремистской деятельности;
- финансирование распространения оружия массового уничтожения.
«Организованная преступность в Кыргызстане представляет серьезную угрозу национальной безопасности, подрывая общественную, экономическую и политическую стабильность. Эта угроза усугубляется ее транснациональным характером, финансовой связью с терроризмом и проникновением в государственные и экономические структуры через коррупцию», - говорится в справке-обосновании к проекту постановления.
Согласно статье 26 Закона, финансовые учреждения и нефинансовые категории лиц обязаны представлять сообщение об операциях (сделках) не только информацию об операциях с наличными денежными средствами, но и с безналичными денежными средствами на сумму, равную или превышающую пороговую сумму, установленной кабмином КР.
Ранее информация об операциях с безналичными денежными средствами предоставлялась в орган финансовой разведки по запросу.
Документом внесены изменения в некоторые нормативные правовые акты в рамках приведения в соответствие с международными стандартами ФАТФ.
Комиссией по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов при кабмине КР от 13 июня 2024 года был утвержден Стратегический план работы на 2024–2026 годы по подготовке и проведению взаимной оценки Кыргызской Республики, в рамках третьего раунда взаимной оценки государств-членов ЕАГ.
Согласно пункту 13 Стратегического плана, всем субъектам ПОД/ФТ необходимо провести работы по разработке и принятию проектов нормативных правовых актов и иных руководящих указаний.
«Кыргызстан является участником нескольких международных конвенций ООН, направленных на борьбу с отмыванием средств, полученных от незаконного оборота наркотиков, финансирования терроризма и других видов организованной транснациональной преступности. Согласно резолюции Совета безопасности ООН (1617, 2005 г.), Рекомендации ФАТФ являются обязательными для применения государствами, входящим в ООН», - говорится в справке-обосновании.
Кыргызстан является членом Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), который является формой международного сотрудничества в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, созданной по реализации рекомендаций ФАТФ с учетом региональных особенностей.
Первый раунд взаимных оценок ЕАГ Кыргызская Республика прошел в 2007 году, второй раунд прошел в 2018 году.
Программа внутреннего контроля по ПФПД/ЛПД в обменных бюро
Проектом постановления предлагается утвердить в новой редакции Положение «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в Кыргызской Республике в целях противодействия финансированию преступной деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов».
В документе сообщается, что программа внутреннего контроля по ПФПД/ЛПД в обменных бюро Кыргызской Республики - это комплекс внутренних мер, процедур и систем контроля, направленных на выполнение законодательства в этой сфере.
Программа внутреннего контроля должна включать, как минимум, следующие меры:
1. Необходимо установить полномочия и ответственность сотрудников, вовлеченных в процесс ПФПД/ЛПД.
2. Обменное бюро обязано выявлять, оценивать, мониторить и снижать риски, связанные с финансированием терроризма и отмыванием денег. Эта оценка должна учитывать все факторы риска и проводиться до внедрения новых продуктов или технологий.
3. Руководитель обменного бюро должен утвердить внутренние нормативные документы, обеспечивающие эффективное управление рисками.
4. Надлежащая проверка клиентов. Эта процедура включает:
- Идентификацию и верификацию клиентов и бенефициарных владельцев.
- Проверку документов и сведений, полученных из достоверных источников.
- Получение информации о цели и характере деловых отношений.
- Проверку источника происхождения денежных средств и имущества.
- Документирование и хранение полученной информации.
5. Обменное бюро должно выявлять операции, подлежащие обязательному контролю и сообщению, а также подозрительные операции. При этом, необходимо учитывать критерии, установленные органом финансовой разведки и характерные для деятельности обменных бюро.
6. В отношении лиц из Санкционного перечня (сводные санкционные перечни Кыргызской Республики и СБ ООН) необходимо приостанавливать операции и применять целевые финансовые санкции.
7. Установить порядок отказа в предоставлении услуг или прекращения обслуживания клиентов.
8. Осуществлять мониторинг деятельности сотрудников с высоким риском (например, кассиров) и отразить их обязанности в должностных инструкциях.
9. Обеспечивать выполнение всех требований законодательства Кыргызской Республики в сфере ПФПД/ЛПД.
Эти и другие меры должны быть адаптированы под особенности деятельности, штат, клиентскую базу и уровень рисков конкретного обменного бюро.
Более подробно о минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в обменных бюро в КР можно ознакомиться по ссылке.