Главные цели нового проекта постановления
На общественное обсуждение вынесен проект постановления правления Национального банка КР «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики». Об этом сообщила пресс-служба НБ КР.
Документ разработан для приведения НПА НБ КР в соответствие с законами КР:
- «О внесении изменения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики» от 18 июля 2025 года № 151;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере оказания банковских услуг» от 28 апреля 2025 года № 84.
Проект постановления направлен:
- на противодействие мошенничестау со стороны держателей карт и электронных денег;
- укрепление мер по противодействию внутреннему и внешнему мошенничеству в платежных организациях и операторах платежных систем КР;
- укрепление безопасности проводимых транзакций;
- защиты интересов клиентов;
- укрепление доверия к банковской и платежной системам.
Административная и уголовная ответственность
В справке-обосновании к документу говорится, что 18 июля 2025 года Уголовный кодекс КР дополнен статьей 209-1, устанавливающей административную или уголовную ответственность лиц (в зависимости от степени причинения ущерба) в результате умышленной передачи или продажа третьим лицам электронных средств платежа, кошелька виртуального актива и SIM-карты.
«Согласно части 1 статьи 209-1, умышленная передача или продажа клиентом банка и иного лица, предоставляющего банковские услуги, поставщика услуг виртуальных активов, абонентом оператора электросвязи третьим лицам электронных средств платежа, кошелька виртуального актива и SIM-карты с предоставлением доступа и управления ими по указанию и в интересах третьих лиц в целях совершения неправомерных действий, повлекших причинение ущерба в незначительном размере, - наказывается штрафом от 200 до 500 расчетных показателей», - сообщается в справке-обосновании к проекту постановления.
В соответствии с частью 2, то же деяние, совершенное:
- с причинением ущерба в значительном размере;
- группой лиц;
- группой лиц по предварительному сговору.
Деяние наказывается исправительными работами на срок от 2 месяцев до 1 года или штрафом от 500 до 1000 расчетных показателей, или лишением свободы на срок до 3 лет.
Согласно части 3, деяния, совершенные:
- с причинением ущерба в крупном размере;
- лицом с использованием своего служебного положения.
Деяния наказываются штрафом от 1 000 до 2 000 расчетных показателей или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет.
В соответствии с частью 4, есть деяния, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные с причинением ущерба в особо крупном размере, организованной группой или в составе преступного сообщества.
Деяния наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 3 лет.
Укрепление мер по противодействию мошенничеству
Согласно изменениям в закон «О платежной системе Кыргызской Республики», часть 3 статьи 26 дополнена пунктом 5, согласно которому Нацбанк КР для осуществления функций по регулированию деятельности операторов и участников платежных систем обязан принимать меры также по установлению требования к наличию и эффективному функционированию системы противодействия мошенничеству (антифрод), обеспечивающей защиту интересов клиентов и пользователей услуг платежных организаций и операторов платежных систем от мошеннических действий.
Мошеннические операции с картами и электронными кошельками снижают доверие к финансовой системе и препятствуют развитию цифровых услуг. Пробелы в регулировании не позволяют эффективно бороться с этими рисками и требуют немедленного устранения для защиты платежной системы.
Для предотвращения преступлений, связанных с умышленной продажей, передачей третьим лицам банковских карт, электронных кошельков, а также логинов и паролей доступа к системам удаленного обслуживания предлагается внести изменения в положения:
- «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8;
- «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 20 апреля 2022 года № 2022-П-14/25-3-(ПС);
- «О минимальных требованиях по предоставлению удаленного/дистанционного обслуживания в Кыргызской Республике» от 15 апреля 2015 года № 22/3.
«Эмитент банковских платежных карт и электронных кошельков должен отразить в договоре с клиентом требование о запрете продажи и передачи третьим лицам банковской платежной карты, электронных денег и электронного кошелька, логинов и паролей доступа к ним, а также требование об ответственности в соответствии с законодательством КР в случае выявления причастности к мошенническим действиям с использованием перечисленных инструментов», - говорится в проекте постановления.
В рамках укрепления мер по противодействию внутреннему и внешнему мошенничеству документом предлагается:
- обязать эмитентов, выпускающих карты, устанавливать временное ограничение на 24 часа на выдачу наличных денежных средств через банкомат для случаев, когда операция является подозрительной и указывает на возможный мошеннический характер. При этом эмитенту предлагается самостоятельно устанавливать сумму разового ограничения в сутки. Эмитент также должен отразить данное требование в договоре с держателем карты и при выдаче карты информировать держателя карты. В свою очередь, держатель карты вправе получить наличные денежные средства, превышающие сумму установленного эмитентом ограничения, в отделении банка/эмитента;
- установить, что в случае выявления признаков, указывающих на возможный мошеннический характер операции, банк, платежная организация и оператор платежной системы вправе приостановить проведение такой операции на 30 дней.
Отмечается, что принятие проекта постановления не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. Более подробно с документом можно ознакомиться по ссылке.
Напомним, в конце сентября 2025 года на общественное обсуждение был вынесен очередной проект постановления НБ КР. Документом введены требования к антифроду для платежных организаций и операторов платежных систем.