Курс USD 88.63 / 89.48
Курс EUR 94.64 / 95.62
Курс RUB 0.940 / 0.970
Курс KZT 0.137 / 0.206
USD USD
88.63 / 89.48
EUR EUR
94.64 / 95.62
RUB RUB
0.940 / 0.970
KZT KZT
0.137 / 0.206

Дмитрий Лысогоров: «Пятую серию национальной валюты оцениваю достаточно высоко!»

Сегодня, 10 мая, к 30-летию нацвалюты НБ КР ввел в обращение банкноты пятой серии номиналами 200, 500 и 1000 сомов. Один из создателей дизайна первых сомовых банкнот, графический дизайнер Дмитрий Лысогоров поделился воспоминаниями о том, как все начиналось.
Дмитрий Лысогоров: «Пятую серию национальной валюты оцениваю достаточно высоко!»

Кыргызстан стал одной из первых стран бывшего СССР и первой республикой в Центральной Азии, утвердившей собственную национальную валюту в 1993 году. Работа над ней началась вскоре после обретения республикой независимости.

- Дмитрий Евгеньевич, Вы родились в непростое, но полное энтузиазма послевоенное время. Несколько слов о Вашем детстве и когда Вы осознали, что хотите стать дизайнером?

- Мое детство было счастливым и интересным. Я из семьи военнослужащих. Вместе с родителями мы много колесили по просторам СССР. За эти годы я поменял восемь школ - учился в Мары, Владивостоке, Риге, в Средней Азии - Туркмении, Узбекистане, Киргизии. Наша «кочевая жизнь» остановилась в славном городе Фрунзе.

Как все дети, я любил рисовать, но по-настоящему почувствовал тягу к живописи в 9-ом классе. С этого момента я определился с выбором профессии. Родители поощряли мои творческие устремления, и после окончания мной 11 класса отец решил показать меня профессионалам. Я собрал свои работы, и мы отправились на прием к известному художнику Давиду Натановичу Флекману. Именно он дал мне путевку в жизнь, одобрив мой выбор и первые шаги в искусстве.

После школы я поступил во Фрунзенское художественное училище, окончил первый курс и был призван в армию. После службы вернулся в любимый город и продолжил учебу. Одним из преподавателей был замечательный педагог, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной Владимир Кругман. Он много рассказывал о своей альма-матер, и я принял решение продолжить учебу в ЛВХПУ. В 1972 году я стал студентом Мухинского училища по специальности «Промышленная графика и упаковка». Это было в духе времени – в те годы в СССР произошел подъем в этой сфере. Я просто зажегся: упаковки, этикетки, плакаты – в них были и новизна, и перспектива.

Дипломную работу я выполнил на тему «Почтовые марки, посвященные олимпийским играм 1980 года». Ее по достоинству оценили в олимпийском комитете и рекомендовали в печать, но волею судеб этого не произошло. Эскизы марок участвовали в международных выставках, а также были представлены в музее имени Г. Айтиева. После выставки музей приобрел два блока - «Гимнастика» и «Парусный спорт».

- 30 лет назад вышла в обращение первая серия национальной валюты. Вы являетесь одним из создателей дизайна первых сомов. Окончательные эскизы банкнот были созданы Вами и художником Анатолием Цыганком. Расскажите о создании сомовых купюр, и над какими сериями Вам еще довелось работать?

- Мероприятия по введению кыргызского сома шли в период тяжелого экономического кризиса и гиперинфляции. В этой связи разработку дизайна денежных знаков нужно было осуществить в кратчайшие сроки, в течение полугода.

В 1991 году первый глава Национального банка Кемелбек Касымкулович Нанаев предложил нам заняться разработкой нацвалюты. Специалистов такого профиля в Кыргызстане еще не было, как не было компьютеров и интернета. У нас с Анатолием Цыганком был опыт в сфере графического дизайна, но разработка эскизов денежных купюр была внове.

1992  год. Слева направо: Дизайнер Анатолий Цыганок, менеджер De La Rue Саймон Пэлли, специалист по компьютерной обработке материалов Майкл и дизайнер Дмитрий Лысогоров. 

При создании национальной валюты мы с коллегой бросали жребий - эскизы каких купюр будет выполнять каждый из нас. Уточню, что первая серия купюр была рассчитана на полгода. Анатолию досталась разработка разменных купюр номиналом 1, 20 и 50 тыйынов, а мне - основных сомовых банкнот номиналом 1, 5 и 20 сомов. О монетах в регулярном денежном обращении речь тогда не шла.

1992 год. Концепт первого выпуска национальной валюты. 

Купюры первой серии я хотел сделать в более сложном и красочном дизайне, однако нужно было соблюсти определенные технические условия. Они получились отчасти простоватые, но позже я понял, что на начальном этапе это было вполне достойно.

В преддверии работы над второй серией нацвалюты после жеребьевки мне было поручено создать эскизы 1-, 10- и 20-сомовых купюр, а Анатолию – дизайн банкнот номиналом 5, 50 и 100 сомов.

Первые бумажные сомы были напечатаны на бумаге невысокого качества и имели слабую защиту, но они сыграли свою важную роль в экономике Кыргызстана.

- Над созданием дизайна кыргызских сомов работала большая комиссия из историков, лингвистов, сотрудников Национального банка КР и художников. Как Вам вместе работалось?

- Рабочая группа собралась на общем заседании в правительстве, где были представлены папки с различными материалами - фотографиями и ксерокопиями. Комиссия проявила единодушие - купюры должны отличаться по цвету, так как люди не успели отвыкнуть от разноцветных денег Советского Союза. К тому же, по окрасу они безошибочно определяли номинал банкноты.

Первые эскизы неоднократно рассматривались в кабинете министров, с ними ознакомился и президент Аскар Акаев. Немногим позже Кемелбек Нанаев предложил обратиться за консультацией к профессионалам из Голландии.

Отмечу, что сначала была разработана общая концепция национальной валюты, а затем утверждены изображения известных личностей для лицевой стороны банкнот.

Сингапур, 1993 год. Первый тираж 100-сомовых купюр. Сотрудник Нацбанка КР и дизайнеры проверяют качество печати и соответствие с дизайном валюты. 

- Если не секрет, каков был ваш гонорар за дизайн первых сомов?

- За 2,5 года работы над национальной валютой я получил 9 000 сомов, что в эквиваленте составляло тогда 2 000 долларов. К слову, однокомнатная квартира во Фрунзе стоила порядка 2 600 долларов.

Пенсию же я заработал обычную, без «особых заслуг». Первоначально она составила 800 сомов, теперь достигла 10 000.

- В интервью Deutsche Welle австрийский график, главный дизайнер Центрального банка Австрии Роберт Калина сказал, что дизайн евробанкнот стал вершиной его карьеры. Как Вы оцениваете дизайн евровалюты, и какую работу считаете пиком своего творчества?

- Дизайн евровалюты оцениваю положительно, все сделано очень грамотно. Дизайн сома постепенно приближается к дизайну евро. Это, в принципе, неплохо, но хотелось бы, чтобы кыргызский сом выглядел более неординарно.

В своей деятельности мне сложно выделить что-то одно. Могу назвать с десяток дорогих сердцу проектов, начиная с дипломной работы и разработки первой и второй серий нацвалюты, заканчивая разработкой фирменного стиля для отечественных компаний и ведомств, в числе которых ОАО «Айыл Банк» и Налоговая служба Кыргызстана. В 2019 году и в 2023 году я разработал дизайн карт Visa для Банка «Бай Тушум». 

Я не держусь за прошлое, не почиваю на лаврах и каждый день думаю, что лучшая моя работа - впереди.

- В честь 30-летия со дня введения кыргызского сома 10 мая Нацбанк КР ввел в обращение банкноты пятой серии нацвалюты номиналами 200, 500 и 1000 сомов. Насколько юбилейная серия отражает эволюцию национальной валюты с начала ее введения в обращение в 1993 году?

- Это значимое событие для Кыргызстана. За эти годы сом прошел определенные этапы развития, становясь лучше и надежнее. Эта серия гармонизирована по цвету, а дизайн объединяет элементы ранее выпущенных купюр.

Мне понравились новые банкноты. Достойная работа, сделана с душой на мировом уровне. Так что пятую серию национальной валюты я оцениваю на пятерку!

- Ваш сын Алексей Лысогоров пошел по стопам отца и стал известным дизайнером. Есть ли у вас совместные работы?

- Совместных работ с Алексеем у нас нет, но в начале его творческого пути я подсказывал, как сделать дизайн интересным и гармоничным. Сын довольно быстро освоил профессию графического дизайнера, он очень востребован, и меня это радует.

- Ваш жизненный девиз – «Любовь и творчество». Как любовь помогает в работе?

- Работа - это самые счастливые моменты в моей жизни. Свои чувства и мысли, смену времен года, красоту мира и человека я воссоздаю на бумаге. Так я могу удивлять и радовать людей.

Если это любовь к женщине, то она вдохновляет на труд и новые достижения. Когда в семье царят любовь и уважение, то и любая работа в радость. Моя супруга – это моя муза и надежный помощник. Мы вместе 30 лет и 3 года, как в сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке».

Картина «Подруги», типографские краски на бумаге, 2018 год.   

- Дмитрий Евгеньевич, у художника всегда есть мечта, к которой он идет всю жизнь. Что еще думаете создать на радость потомкам?

- Я - счастливый человек. Все, о чем мечтал в юности и зрелом возрасте, воплощено в жизнь. Я продолжаю работать и строить планы. Есть намерение написать и издать книгу, которая объединит мою профессию и увлечения. В ней я хочу представить свои лучшие работы по фотографии, живописи, дизайну и графике. Нужно передать свой опыт талантливой молодежи, что бы их творческий путь был более стремительным и менее тернистым.

- Спасибо Вам за беседу. Успехов и новых высот! 

Фотография «Туман», 2012 год. 

Фотографии из личного архива предоставил Дмитрий Лысогоров.

Из биографических сведений 

Лысогоров Дмитрий Евгеньевич - художник, графический дизайнер.

Родился 9 марта 1947 года в город Кобрине, Брестской области, Белорусской ССР. В 1970 году окончил Фрунзенское художественное училище по специальности художник-декоратор.

  • С 1970 г. по 1972 г. - завод «Сетунь» в г. Фрунзе, художник-конструктор.
  • В 1977 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).
  • В 1977 г. был принят в ЛОСХ (Ленинградское отделение Союза художников).
  • С 1977 г. по 1980 г. - художник-конструктор Ленинградского филиала ВНИИТЭ (Всесоюзный институт технической эстетики).
  • С 1980 г. по 1982 г. - старший художественный редактор издательства «Кыргызстан».
  • С 1982 г. по 1984 г. работал во Внешторгрекламе и московском издательстве «Советский композитор».
  • В 1984 году - сотрудник художественного фонда Киргизской ССР.
  • С 1988 года - член Союза художников и Союза дизайнеров Кыргызской Республики.
  • С 1990 года - работает по контрактам.

Дмитрий Евгеньевич - участник республиканских и международных выставок. Является членом конкурсных комиссий. Занимается графическим дизайном, живописью, фотографией, станковой графикой.

Основные работы: 

  • Создание национальной валюты КР (кыргызский сом).
  • Создание первого кыргызского паспорта.
  • Почтовые марки, посвященные Олимпиаде-80. Три блока по 6 марок. 1977 г.
  • Фирменный стиль для рекламы В/О Энергомашэкспорт (1985 г.).
  • Почтовые марки, посвященные охране памятников истории и культуры Киргизии (1985 г.).
  • Политические открытки, посвященные 70-летию Великого Октября (1986 г.).
  • Почтовые марки «Ош - 3000», «Золото Саков», «Чемпионат мира по футболу - 2002», «Народное искусство Кыргызстана» (2005 г.).
  • Оформление книг по истории и искусству.

Разработал фирменные стили для ST Art-полиграфический комплекс, ОАО «Айыл Банк», Kav&Kev, Чемпионата мира по кикбоксингу - 1999, Налоговой службы Кыргызстана, компаний Kanzler, «ИНТЕРГЛАСС», Bishkek City, «Кирби-чипсы», «Чабрец», «Рола», «TIAN-SHAN», а также для Just4All 2022 проекта ПРООН и KS SOLUTION-2022.